Сегодня – 90 лет со дня рождения Евгения Александровича Евтушенко. В конце 70-х годов, задолго до того, как его «Бабий Яр» стал одним из обязательных элементов наших программ по теме Холокоста, в библиотеке своей воинской части я держал в руках сборник поэта, вышедший в каком-то провинциальном издательстве. Помню свое изумление в связи с примечанием «От редакции» к стихотворению, впервые громко рассказавшего о трагедии евреев Киева, после которого автор и стал одним из самых знаменитых поэтов мира.
В нем говорилось: тоже, что сделали в Киеве фашисты, сегодня против народа Палестины делают израильские агрессоры. Помню, как меня, мало что знавшего тогда о Холокосте, покоробили эти слова…
Я рассказал об этом Евгению Александровичу, после того как на мемориальном вечере в Ростове-на-Дону он прочитал стихотворение «Сторож Змиевской балки», столь созвучное и «Бабьему Яру» и попыткам исключить евреев из перечня жертв нацистского геноцида.
Еще со школы мне нравились стихи, стиль, особое обаяние Евгения Александровича. Может быть, его личность вызывала у меня такой интерес, потому что наши дни рождения разделял ровно один день? Ведь не мог же я предположить, что в январе 22-го премия Российского еврейского конгресса «Хранитель памяти» будет присуждена мне вместе с этим человеком-легендой, удостоенной ею посмертно.
Классик всегда современен. Не верите? Тогда — «Спросите вы у тишины…»
Текст, фото: Илья Альтман, сопредседатель Центра «Холокост», профессор РГГУ.