Стажировка российских педагогов в «Яд Вашем»

Российские педагоги в "Яд Вашем"                                       Десять дней, которые потрясли российских учителей

 

О семинаре по теме «Катастрофа европейского еврейства в годы Второй мировой войны»,

организованном Центром «Холокост» и Международной школой «Яд Вашем»  для российских преподавателей

 

С 23 марта по 4 апреля 2008 г. группа учителей из различных регионов России (городов Москвы, Иваново, Рязани  и Владимира, Тамбовской, Псковской и Новгородской областей, Красноярского края) и один представитель Белоруссии прошли обучение (стажировку) в Международной школе изучения Холокоста "Яд Вашем" (Израиль).

Это уже 7-я группа российских преподавателей, повышающая свою квалификацию в Израиле. В Иерусалим отправились выпускники Международных курсов преподавателей темы Холокоста, активные участники региональных программ и семинаров, победители Международного конкурса "Уроки Холокоста — путь к толерантности". Все эти проекты  в России уже много лет осуществляют Центр и Фонд "Холокост",

Программа семинара была серьезно продумана. Она сочетала теоретические занятия, практикумы, занятия-экскурсии на территории мемориала "Яд Вашем", экскурсии в новый исторический музей "Яд Вашем" и свободное время для работы в библиотеке, архиве, видеоцентре. Информацию, заложенную в учебном процессе, дополняли впечатления, полученные во время экскурсий по Иерусалиму и поездки на север страны с заездом в "Бейт Лохамей ха-Геттаот" ("Дом борцов гетто") с посещением музея, посвященного детям — жертвам Холокоста.

Живой интерес вызвала встреча российских учителей и израильских школьников, организованная по принципу "круглого стола" в одной из школ Иерусалима — гимназии "Леяда". На встречу собрались ученики старших классов и два преподавателя гимназии. Инициатива в диалоге принадлежала российским учителям, которым был интересен режим работы гимназии, набор предметов для изучения в старших классах и принятая система оценок. Израильских детей интересовал вопрос о взаимоотношениях преподавателя и ученика в школах России и уровне нагрузки учеников выпускных классов. С некоторым удивлением и интересом они восприняли рассказ о преподавании истории Холокоста в российских школах и работе музея "Еврейского наследия и Холокоста" в историческом месте Москвы, в мемориальном парке на Поклонной горе. В ответ школьники поделились своими впечатлениями о поездках по местам памяти в Польше. Встреча прошла в непосредственной, живой беседе, за которой пролетели незаметно два часа.

"НаЗанятия с российскими учителями проводили лучшие специалисты "Яд Вашем". Участники семинара отметили содержательные лекции по истории еврейского народа Элиазера Шаргородского и Ильи Лурье, академический подход Арона Шнеера, который использовал многочисленные исторические примеры, иллюстрирующие особенности жизни советского еврейства и его Катастрофы в годы Второй мировой войны. Неподдельный интерес вызвали лекции Даниэля Романовского и замечательные занятия по методике преподавания Холокоста в международной школе "Яд Вашем" в изложении Хавы Барух и Наамы Шик. В диалоговой форме провел блестящее занятие для нашей группы Эфраим Кей по проблеме отрицания Холокоста.

Практикумы под руководством Ирит Абрамски и Наташи Сигал позволили изучить и прочувствовать проблемы морального выбора жертв и "стоящих в стороне", познакомиться с приемом драматизации в работе с историческими документами, выделить стереотипы и предрассудки, которые живут вместе с нами и могут определять наш выбор.

Большинство участников семинара отметили большой интерес к пособию Ирит Абрамски "Стоящие в стороне или стоящие рядом?". В нем затрагивается проблема выбора, которая стояла перед каждым человеком, находившемся на оккупированной территории Европы. Этические аспекты прошли сквозной линией через весь семинар. Экскурсия

Тщательно продуманные методики "Яд Вашем" позволили не только лучше понять уникальность трагедии еврейского народа в годы Второй мировой войны и познакомиться с широким пластом фактического материала. Они подсказали возможности использования предложенных методик для воспитания современной российской молодежи в уважении к представителям разных народов и культур. Большинство участников семинара сошлись во мнении, что преподавание Холокоста в российских школах с активным применением опыта и методик образовательного центра "Яд Вашем", приблизит нас к ответу на вопрос "как можно избежать проявления ксенофобии в современном обществе".

Впечатления участников семинара:

"Профессионализм лекторов и глубина занятия темой поражает и направляет на поиск нового".

"Руководители и лекторы не всегда слышали аудиторию и не смогли преодолеть провинциальную закрепощенность и робость части российских учителей. Хорошо было бы в будущем предложить группе какие-то формы совместного, в том числе и с израильской стороной, вечернего досуга".

"После поездки в Израиль вопросов стало еще больше. Это значит, работа над темой выходит на новый уровень".

"Хотелось бы услышать ряд лекций или практическое занятие по теме "Философия и методология изучения и преподавания Холокоста".

"Я обязательно донесу полученные знания не только до своих учеников, но и до коллег-историков".

                                                                   Алексеева М.А., Никулина О.В., Соколова О.В.

 

Кузьмина И., г. Великие Луки Псковской обл. Размышления о поездке в Израиль

Добавить комментарий