Фрида Михельсон. «Я пережила Румбулу». М., 2010. «Российская библиотека Холокоста».
Эту книгу можно назвать обычной и одновременно уникальной. Обычной потому, что тема Холокоста многим людям уже «набила оскомину», потому что документов той эпохи много. А уникальной потому, что для миллионов современных читателей описываемые события являются открытием, потрясением. Уникальной потому, что свидетельств из расстрельных рвов и ям сохранилось гораздо меньше, чем тех, кто этих могил избежал. Это свидетельство человека, который запомнил и передал нам то, что по чудовищному плану не должен был запомнить никто, кроме самих палачей.
В этой книге речь идёт об уничтожении евреев Риги во время Второй мировой войны, об одном из самых кровавых преступлений нацистов и их пособников на оккупированной части СССР, которое стоит в одном ряду с Бабьим Яром в Киеве, Понарами в Вильнюсе, 9-м Фортом в Каунасе и очень многими другими трагическими местами.
Современному человеку трудно понять, осознать как такое могло произойти. Евреи Риги, как в других европейских городах, жили, любили, страдали. Так же, как и всё остальное население этого красивейшего города, евреи переносили трудности первых десятилетий двадцатого века после Первой мировой войны.
Многие государства Европы, в частности прибалтийские республики, Чехословакия, Польша и судьбы их народов в конце 1930-40-х годов были разменными монетами, пешками в играх, так называемых «Великих держав».
Для евреев в оккупированной нацистами Европе не было исторического выбора, что всё «как-то уладится, что можно будет договориться с местными и пришлыми правителями», как это бывало в трагичной еврейской истории на протяжении веков. По идеологии нацистов, согласно их расовой теории о неполноценности евреев, как «низшей расы недочеловеков», все евреи оккупированных гитлеровской Германией стран были обречены на тотальное истребление. В этой бойне уцелели единицы, в Латвии — несколько сотен из 80 тысяч.
Книга эта написана по воспоминаниям одной из двух женщин, чудом уцелевших при расстреле рижских евреев в Румбульском лесу.
В ходе двух массовых акций в в конце ноября — начале декабря 1941 года было уничтожено почти всё Рижское гетто, около 30 000 человек. Шансы выжить были ничтожны. Но Фрида Михельсон выжила и очень многое запомнила. Забыть это невозможно, даже если и пытаешься. А после войны в 1960-е годы она писала на своем родном языке идиш воспоминания-записки, из которых Давид Зильберман, литературно их обработав, составил на русском языке рукопись настоящей книги. Ее он тайно привёз с собой в Израиль в 1971 году. Эта машинопись в своё время была размножена и циркулировала среди еврейских кругов по многим городам Советского Союза как «самиздатовская» литература. Об официальном издании её в СССР не могло быть и речи.
Предлагаемое вам издание — уже третье. Однако эта книга российскому читателю оставалась неизвестной. Скромное по тиражу предыдущее издание почти не распространялось за пределы Латвии. Но проблемы памяти о жертвах нацизма, недопустимости «реабилитации» преступников, их оправдания, борьбы с современным антисемитизмом остаются в высшей степени актуальными не только для Латвии и России.
14–15 марта 2010 года в Риге состоялась Международная конференция «Итоги Второй Мировой войны: жертвы, праведники, освободители и палачи», Там были историки, писатели, кинодокументалисты и общественные деятели из Латвии, Израиля, США, Германии, Австрии, Великобритании, России, и, в частности, те, кто готовил это издание.
А 16 марта 2010 года, рядом, на соседних улицах, проходили мероприятия в память о «героях» латышского легиона СС. Вопреки протестам антифашистских организаций и решению городских властей. В год 65-летия начала Нюрнбергского процесса, определившего отношение к нацистским организациям. Осквернение еврейских кладбищ и могил жертв Холокоста, марши «ветеранов» местных формирований, воевавших (особенно с евреями) на стороне нацистской Германии — всё это происходит сегодня, но так угрожающе напоминает события 70-летней давности.
Данное издание подготовлено при поддержке Давида Зильбермана, многолетнего «отказника»-диссидента, избежавшего гибели в 1941 году, но в полной мере познавшего советский государственный антисемитизм, который ещё в 1960-х годах начал борьбу за сохранение памяти о Холокосте в Латвии — и продолжает её сейчас в сотрудничестве с Центром «Холокост».
Справка. Давид Зильберман родился в городе Прейли (Латвия). Его семья успела покинуть город до прихода германских войск в 1941 году. В 1960-е годы, живя в Риге, являлся активным борцом за права евреев СССР, подвергался репрессиям со стороны советских властей. В 1971 году выехал в Израиль. Сейчас проживает в Нью-Иорке (США).
За 50 лет работы Давид Зильберман собрал и опубликовал обширный документальный материал о Холокосте, основанный на воспоминаниях и свидетельствах очевидцев. Его книги изданы в Латвии, США, Израиле. В 2004 году на личные средства Д. Зильбермана был открыт Мемориал жертвам Холокоста в Прейли.