Хроника войны в письмах и дневниках. 22 июня 1941 года

Письма и дневниковые записи за другие даты

Научно-просветительный Центр «Холокост» начинает новый проект, приуроченный к 80-летию начала Великой Отечественной войны. Мы предполагаем публиковать на нашем сайте письма и дневниковые записи за каждый день войны, отражённой в шести выпусках нашего документального сборника «Сохрани мои письма…» Надеемся, что этот проект позволит привлечь внимание к поиску и сохранению личных документов периода войны, их передаче на хранение и вводу в научный оборот. Готовы сотрудничать со всеми заинтересованными лицами и организациями. А также со СМИ — в предоставлении и публикации писем, дневников и фотографий периода Второй мировой войны, хранящихся в Архиве Центра «Холокост». Просьба обращаться с вопросами предложениями по электронной почте: romazhigun@mail.ru

При использовании текстов обязательна ссылка на наши издания. Обращаем внимание, что в сборниках к публикуемым письмам даны дополнительные пояснения, сноски и комментарии. Напомним также читателю о прошлогоднем проекте Центра «Холокост»: «Авторы Победы: последние страницы войны».

«ВСЕ ПОТРЯСЕНЫ»

Френкель Лазарь Самойлович (1914–1986). Родился в местечке Махновка Бердичевского уезда Киевской губернии (ныне — село Винницкой области, Украина). В 1921 году переехал в Москву. Окончил Вечерний машиностроительный институт, работал на ремонтной базе Северного флота в Мурманске. Призван на срочную военную службу осенью 1939 года. Войну встретил под Липецком. С 3 июля 1941 года — на фронте. Воевал в районе Витебска и под Смоленском в составе 653-го мотострелкового полка. Младший сержант. Был контужен, попал в окружение, при выходе из которого закопал в землю свой партбилет. В 1942 году служил на Юго-Восточном и Сталинградском фронтах инженером-механиком учебного танкового полка. С 1943 года — в Мурманске, инженер-лейтенант, помощник И. Д. Папанина, уполномоченного Государственного комитета обороны по перевозкам на Севере.

 Демобилизовался осенью 1946 года в звании майора. В 1941–1942 гг. вёл дневник

 Копия дневника и фотография переданы сыном — С. Л. Френкелем (Москва).

22 июня [1941 г.]

Утро ничем не отличалось от других дней, только небо заволокло тучами.

Воскресенье, и обидно, что такая паршивая погода. Пришёл в палатку Шумилин и сообщил, что на нас напала Германия. Бомбили несколько городов, имеются убитые. Молотов выступил по радио. Не верилось в такое вероломство. Все потрясены. Начались оживлённые разговоры среди бойцов. Все уверены, что Красная Армия даст фашистам сокрушительный отпор. Удивляет, на что надеется Гитлер. Ведь он уже воюет третий год. Правда, по Европе он прошёл победным маршем. Имеет большой опыт войны. Генералы его ещё не устали от войны. Но ему приходиться держать большую оккупационную армию в Европе.

«Сохрани мои письма…». Вып. 2, 2010. С. 17–18.

«СВЕРШИЛОСЬ РОКОВОЕ»

Цейтлин Виктор Соломонович (1914–2003). Родился в Монастырщине Могилёвской губернии (ныне — пгт в Смоленской области). В 1930–1934 гг. учился на режиссёрском отделении Московского государственного еврейского театрального училища. В 1934–1935 гг. работал ассистентом С. М. Михоэлса в ГОСЕТе в Москве, в 1936–1939 гг. — художественным руководителем еврейских театров Ташкента и Баку. В 1940–1941 гг. — директор и режиссёр Белостокского государственного еврейского драмтеатра. В 1942–1944 гг. обучался в артиллерийском и танковом училищах. На фронте — с июня 1944 года. Воевал в Псковской области и в Эстонии. Капитан, командир экипажа САУ. В сентябре 1944 году был ранен, чудом остался жив. Награждён орденами Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями.

Четырёхлетний сын Виктора Цейтлина, Эдик, остался в оккупированном Белостоке. Спасён няней Александрой Леонович и православным священником Петром Гуткевичем, выдавшим метрику о крещении ребёнка. Они скрывали его на протяжении трёх лет. О судьбе сына родители узнали благодаря С. М. Михоэлсу только в конце войны. Очерк о спасении Эдика напечатала советская еврейская газета «Эйникайт» 16 февраля 1946 года.

После войны В. С. Цейтлин возглавлял Томский областной драмтеатр, областную филармонию, одну из первых в СССР областных телестудий. Заслуженный работник культуры РФ.

Дневники В. С. Цейтлина хранятся в его личном фонде в Центре новейшей документации Томской области (Ф. 5791). Первая публикация: «На что жалуетесь? На Гитлера» // Томский вестник, № 87 (503), 8.05.1993. С. 7–8.  

[22 июня 1941 г.]

Свершилось роковое. В 12 часов выступал по радио Молотов. Мы в Могилёве с гастролями театра из г. Белостока, БССР. Семнадцатью днями раньше, 5 июня, находясь в Каунасе, куда был приглашен для постановки спектакля, я записал: «В воздухе пахнет грозой. Здесь, в пограничной республике, народ гораздо чувствительней к любым колебаниям европейской температуры… Когда я утром покупал газету с сообщением о загадочной посадке Гесса на английской территории, мужчина в белом костюме, прочитав эти строки, как бы невзначай бросил: «Та-ак.… Значит, скоро начнётся». В своей догадке он был точен.

«Сохрани мои письма…». Вып. 3, 2013. С. 24–25.

«НОЧЬ ПРОШЛА СПОКОЙНО — НИ БОМБ, НИ ПОВЕСТКИ»

Шапиро Борис Израилевич (1910–1941) Родился в Минске, учился в Белорусском государственном политехническом институте, затем в аспирантуре Ленинградского химико-технологического института им. Ленсовета. Участник Советско-финляндской войны. Лейтенант. На фронте — с июля 1941 года. Командир стрелкового взвода, оперативный дежурный штаба 3-й Ленинградской дивизии народного ополчения (67 стрелковая дивизия). Пропал без вести осенью 1941 года. Он так и не увидел свою дочь Беллу, которая родилась накануне войны

Письма Бориса Шапиро из Ленинграда адресованы в Москву и Подмосковье жене, члену московского отделения Союза художников Эсфири Абрамовне Шкловской.

Копии писем и фотографии переданы племянником Б. И. Шапиро — М. М. Шапиро (Великий Новгород).

22 июня 1941 г.

Дорогая! Вот и началось. Не могу сказать, чтоб с моей личной точки зрения момент был очень удачным, но что ж поделать.

С 5 утра здесь угрожаемое положение. В 10 [часов] Моня получил телеграфный вызов в часть. До 11 [утра] мы думали-гадали, как уезжать Маше, Долли, и вырабатывали шифровки телеграмм, которыми он должен был уведомить о причине вызова. А когда всё обсудили, заговорило радио — и всё стало ясно, и шифры не понадобились.

День ушёл на разговоры, телефонные звонки, ожидание повестки, слушание радио, проводы Мони — они все уехали: Моня в часть, а Маша с Долли будут пробиваться в Шаповаловку, где остальные дети.

Авось доберутся.
Сейчас проводил их, заехал к тёткам, вернулся домой, завесил окно и снова послушал радио. Мобилизация объявлена, так что мне нужно явиться завтра к 3 часам дня. Вот тебе и поездка в Минск через Москву. Сейчас займусь укладкой офицерских вещей.

Это письмо [будет] отправлено ночью, если вызовут, или завтра, когда что-нибудь выяснится. О дальнейшем ходе событий буду сообщать по мере возможности.

Немножко котята поскрёбывают, но, в общем, я спокоен и бодр — к ужасу и возмущению Шоломонихи, которая, отстояв полдня в очередях, наполнив ванну водой и законопатив окно, сейчас паникует: то у соседей, то по телефону. По моему мнению, пока волноваться нечего.

Жабочка, и ты, пожалуйста, не паникуй, береги себя и дочку, пиши мне сразу по получении адреса и надейся, как я надеюсь, что всё обойдётся благополучно.
Целую крепко, крепко, твой Боба.

«Сохрани мои письма…». Вып. 3, 2013. С. 32–33.

«УДЕЛ МАТЕРИ — ВЕЧНО ВОЛНОВАТЬСЯ ЗА СВОИХ ДЕТЕЙ»

Карасик Яков Ильич (1917–1941). Родился в городе Екатеринославе Екатеринославской губернии (ныне Днепр Днепропетровской области, Украина). В семье его звали Аликом. Окончил индустриальный институт в городе Сталино (ныне Донецк), работал на Макеевском металлургическом заводе им. С. М. Кирова. Призван в РККА в декабре 1939 года. С весны 1941 года служил в 39-м артполку береговой обороны КБФ на острове Даго ЭССР (Моонзундский архипелаг; ныне — Эстонская Республика) в Балтийской море. Собирался поступить в военную академию. Краснофлотец Я. И. Карасик пропал без вести в октябре 1941 года, обороняя Моонзунд.

Письма Я. И. Карасика адресованы матери Ольге Борисовне Карасик (Котиной) (1894–1945) в Москву. О. Б. Карасик была переводчицей с немецкого и французского, в годы войны работала в госпитале. Жена Я. И. Карасика — Людмила Александровна Наруцкая (1913–1992) — трудилась в эвакуации на Ново-Тагильском металлургическом заводе (ныне — Нижнетагильский металлургический комбинат им. Ленина).

Копии писем и фотографии переданы двоюродной внучкой Я. И. Карасика — И. А. Щедровой (Москва).

22 июня 1941 г.

Моя дорогая!
Удел матери — вечно волноваться за своих детей; он не минул и тебя. Ко всем ненастьям прибавилось ещё одно.
Родная, не волнуйся: я бодр и крепок духом. Целую крепко.
Времени мало, и у кого что будет, не знаю. Поэтому, возможно, буду писать редко.
Ещё раз целую тебя и всех.
Все мои мысли с тобой.
Алик.

«Сохрани мои письма…». Вып. 5, 2019. С. 79–81.

 «ПРИЗЫВАЮ ТЕБЯ НЕ БОЯТЬСЯ ТЯГОТ ВОЙНЫ»

Куников Цезарь Львович (1909–1943). Родился в Ростове-на-Дону. Детство провёл в Ессентуках, Баку и на Донбассе, в 1925 году с семьёй переехал в Москву. В 1928 году поступил в военно-морское училище в Ленинграде, однако вскоре был отчислен по состоянию здоровья. Окончил Московскую Промышленную академию и Московский машиностроительный институт им. А. С. Бубнова. В 1939 году — директор Центрального НИИ точного машиностроения, ответственный редактор газеты «Машиностроение». Награждён медалью «За трудовое отличие». В июле 1941 года, отказавшись от брони и от предложения стать заместителем наркома боеприпасов, был направлен в звании старшего политрука на формирование и командование 14-м отрядом водного заграждения (впоследствии — 13-й отряд сторожевых катеров). На фронте — с сентября 1941 года. Воевал на Днепре и в Приазовье, участвовал в первом освобождении Ростова-на-Дону. В 1942 года в должности заместителя командира батальона морских пехотинцев оборонял Таманский полуостров, затем возглавил 305-й отдельный батальон морской пехоты. В ночь с 3 на 4 февраля 1943 года майор Куников во главе 275 моряков-добровольцев Новороссийской морской базы ЧФ провёл успешную десантную операцию, завоевав плацдарм на «Малой земле». В ночь на 12 февраля был тяжело ранен, умер через двое суток в госпитале в Геленджике. 17 апреля 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза посмертно. После войны торжественно перезахоронен в Новороссийске. Имя Цезаря Куникова носят большой десантный корабль КЧФ ВМФ России, площадь в Москве, улицы и школы в ряде населённых пунктов, малая планета 2280 Kunikov. Ему установлено несколько памятников.

Письма Ц. Л. Куникова адресованы сестре, театроведу Елене Финкельштейн (1906–1971), и её мужу Владимиру. Часть писем адресована матери, Татьяне Абрамовне Хейфиц (1875–1957), дяде и племяннику Игорю в эвакуацию в Куйбышев (ныне — Самара).

Фрагменты и цитаты из отдельных писем были опубликованы П. Я. Межирицким в книге «Товарищ майор» (М.: Политиздат, 1975); бо́льшая часть публикуется Центром «Холокост» впервые. Копии писем и фотографий переданы «НИИ Памяти» (Одесса, Украина).

22 июня 1941 г.

Дорогая Лена!
Я надеюсь, что видеться нам ещё придётся. Я уверен, что наша родина победит.
Призываю тебя не бояться тягот войны, вспомнить [19]18–20 гг. Было хуже. С готовностью надену форму. Само собой, какая бы помощь тебе или сыну твоему ни понадобилась, сделаю возможное.
Крепко целую. Цезарь.

«Сохрани мои письма…». Вып. 6, 2021. С. 44–45.

 «КАК ХОЧЕТСЯ ТЕБЯ ОБНЯТЬ И ОБНЯТЬ МОЁ ДИТЯ»

Березнер Лев Васильевич (1909–1941). Родился в городе Бодайбо Иркутской губернии (ныне — Иркутской области). После Гражданской войны оказался в Москве, воспитывался в детском доме. По спецнабору направлен в авиационное училище. С 1938 года — лётчик в 40-м бомбардировочном авиационном полку ВВС ЧФ. Провёл 17 месяцев в тюрьме по обвинению в «потере политической бдительности». В 1939 году освобождён, восстановлен в звании и должности.

С первых часов войны старший лейтенант, командир звена АНТ-40 Л. В. Березнер бомбил позиции немецких и румынских войск, нефтепромыслы на территории Румынии. Фотография экипажа была опубликована 30 июля 1941 года в газете «Известия» (на тот момент он совершил более 20 боевых вылетов). Самолёт Л. В. Березнера не вернулся с боевого задания 29 августа 1941 года.

Письма Льва Березнера адресованы жене, Ревекке Айзиковне Сориной (1920–2010). Летом 1941 года супруги ожидали рождения первенца. За две недели до начала войны Л. В. Березнер писал: «До 22 июня ни о каком отпуске и думать нельзя»; «Знаешь, родная, ты не спеши рожать Димку, роди его 22-го, вот было бы здорово, правда?». Отец, желавший назвать сына Дмитрием, увидел его лишь однажды, незадолго перед гибелью. Мать назвала сына Александром.

Копии писем и фотографии переданы сыном Л. В. Березнера — А. Л. Березнером (Обнинск).

[не ранее 22 июня 1941 г.]

Роднуська! Только собрался в отпуск к тебе и сыну-дочке, чтобы побыть вместе хотя бы один месяц, но — увы и ах!

Фашисты принесли нам войну, а вместе с войной и нашу разлуку. Роднусенька, любимая, в знак нашей большой любви я по по-партийному, по-сталински выполняю свою обязанность. С врагами — по-вражески, всю силу своего оружия обрушу на врага. Пусть Рая или Юля приедут ко мне в Биюк, а потом в Сарабуз, и возьмут для тебя деньги. Что и где взять, я бы сказал.

Ривуська! Ну почему ты не сообщаешь, кого ты родила? Как хочется тебя обнять и обнять моё дитя, мою кровь, мою плоть!
Целую тебя, твой боевой муж, друг Лёвка.

«Сохрани мои письма…». Вып. 6, 2021. С. 64–65.

«Я ПОЙДУ В ПЕРВЫХ РЯДАХ»

Файман Израиль Иосифович (1918–1941). Родился в городе Покрове (ныне — Владимирская область). Призван Орехово-Зуевским РВК. Старшина 102-го сапёрного полка 41-й стрелковой дивизии. О нападении Германии узнал в Киеве.

Письма, датированные первым днем войны, — уникальны. Публикуемое письмо адресовано родителям И. И. Файмана и его сестрам Нине и Басе. В нём — непосредственная реакция на войну двадцатитрёхлетнего, уже имеющего армейский опыт, молодого человека. Основные мотивы — стремление успокоить близких, решимость сражаться с врагом. И. И. Файман пропал без вести.

22 июня 1941 г

Здравствуйте, дорогие мама, папа, Нина и Бася!
Я сейчас нахожусь в Киеве, куда нас собрали на сборы. Живу хорошо. Каждый день проходили нормальные занятия.
Но сегодня — 22 июня 1941 года — мы получили известие, что наглые германские фашисты напали на нашу священную родину.

Дорогие родители, идя в Красную Армию, я мечтал только об одном — по первому зову нашей партии и нашего любимого Сталина — с оружием в руках защищать нашу Родину, защищать вас, защищать весь советский народ. И вот теперь, когда фашисты втянули нашу страну в войну, когда вторая империалистическая война перешла на территорию нашего социалистического государства, я, вместе со всей нашей Красной Армией, пойду в первых её рядах.

Дорогие, вы не волнуйтесь за мою судьбу, не волнуйтесь за Арона.
Я надеюсь, что тот опыт, который я сумел почерпнуть за время пребывания в РККА, я сумею использовать на практике, вернее на враге, напавшем на нас.

Возможно, что от меня некоторое время не будет писем, не волнуйтесь. Всё будет в порядке.
Очень убедительно прошу, не волнуйтесь, и знайте, что ваши дети с честью и доблестью выполнят поставленные перед ними задачи.

Да, конечно, вам будет тяжело думать о своих детях. Но ничего, со всем надо мириться. Наше будущее будет хорошее, а за хорошее будущее ничего не жалко.

Желаю вам счастья и здоровья. Берегите себя, Нину и Басю.
Надеюсь, что в недалеком будущем встретимся.
Будьте здоровы.
Целую крепко-крепко.

Ваш сын И. Файман.
P. S. При первой возможности буду писать. Завтра или сегодня ночью уезжаем.

«Сохрани мои письма…». Вып. 1, 2007. С. 17–18.