Что понадобилось Стелле Леви, чтобы заговорить о Холокосте

Выжившая в Аушвице Стелла Леви не хотела рассказывать о том, что ей пришлось пережить во время Холокоста, пока ей не исполнилось 90 лет и она не встретила писателя Михаэля Франка.

«Я не хотела, чтобы моя личность была зафиксирована таким образом. Я не хотела, чтобы этот номер был вытатуирован у меня на руке», — объясняет она. «Я не хотела быть жертвой». Вечером 30 ноября Франк прочитал отрывок из «Сто суббот: Стелла Леви и поиски затерянного мира», своей новой книги, основанной на разговорах, которые он и Леви вели в течение 100 субботних дней, проведенных вместе в ее квартире в Гринвич-Виллидж.

«New York Jewish Week» провела беседу с Фрэнком и Леви — гламурной и умной в возрасте 99 лет — в синагоге «Бнай Йешурун» на Манхеттене. Модератором выступила бывший редактор «New York Jewish Week» по искусству и культуре Сэнди Браварски. Книга — трогательный личный рассказ о некогда яркой сефардской еврейской общине, которая процветала на Родосе, острове в Эгейском море, — только что была названа «Wall Street Journal» одной из 10 лучших книг 2022 года.

Во время разговора Фрэнк и Леви беззаботно общались, время от времени разговаривая друг с другом на итальянском языке, на котором Леви получила образование. (Ее семья, как и вся остальная еврейская община Родоса, говорила на иудео-испанском языке.) Около 350 гостей заполнили зал синагоги в Верхнем Вест-Сайде, чтобы услышать, как Леви поделится воспоминаниями о своем детстве в Джудерии — еврейском квартале — Родоса; ее мучительное трехнедельное путешествие в Аушвиц в июле 1944 года и то, что она там пережила; как она приехала в США, и в конце концов построила себе жизнь в Нью-Йорке. Из примерно 1700 членов еврейской общины острова, депортированных нацистами, в живых осталось лишь около 150 человек. И все же, несмотря на ужасы, свидетелем которых она стала, Леви с раннего возраста жила полной жизнью — переехала в Нью-Йорк, изучала английский язык в Колумбийском университете, входила в правление «Centro Primo Levi NY» и помогала сохранять память о еврейской общине Родоса.

Завершили программу певица Дафна Мор и удист Адам Гуд, исполнившие сефардские песни, а также слайд-шоу ярких иллюстраций Майры Кальман, иллюстрировавшей «100 суббот».

Источник.