Новое о Холокосте в г.Шахты

Студентка II курса  Южного федерального университета Вероника Мартыненко провела историческое исследование об уничтожении евреев в городе Шахты во время его оккупации.

Вероника — участница проекта «Шахтинских известий» «Краеведы донских степей и терриконов», который реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Студентка II курса  Южного федерального университета Вероника Мартыненко провела историческое исследование об уничтожении евреев в городе Шахты во время его оккупации.

Тяжкие испытания выпали на долю жителей Ростовской области, когда почти вся территория Дона была временно оккупирована немецко-фашистскими захватчиками.

Донос на двух-трех человек

Летом 1942 года советские войска отступали за реку Дон, оставляя южные города. Среди них оказался и город Шахты. 22 июля 1942 года фашисты вошли в город. Началась оккупация.

Немцы с первых дней создали в городе густую сеть карательных органов. Нашлись и среди местных те, кто согласился служить у гитлеровцев. Каждый из них написал личный донос на двух-трех человек. Это была кровавая присяга новой власти. Именно эти люди составили фашистам подробные списки коммунистов, комсомольцев, активистов города и евреев. В информации о расстрелянных, сброшенных в шурф шахты им. Красина, а также угнанных почти над каждой фамилией стоит зловещая фраза: «Схвачен по доносу предателя».

Немцы понимали, что завоевание территорий вовсе не означает послушание от жителей этих территорий. Указы немецких военных начальников гласили, что послушания необходимо добиваться путем запугивания и не бояться прибегать к самым крайним и жестоким мерам. Фашисты ввели строгий учет местного населения (все жители должны были зарегистрироваться в полиции); не разрешалось покидать место постоянного проживания без специального разрешения; необходимо было строго соблюдать все указы и постановления немецкой стороны; любое нарушение могло повлечь за собой повешение или расстрел.

Однако эти ограничения – это еще не все запреты, которые налагались на местных жителей. К примеру, расстрелять могли любого, кто осмелился подойти к колодцу, с которого пили воду немцы. Был отдан приказ расстреливать переодетых солдат, которых якобы можно узнать по специфической короткой стрижке. Без предупреждения стреляли в любого, кто шел к передовой линии, за подозрение в шпионаже или партизанстве.

Зверства фашистов

Несмотря на то, что немцы не стремились уничтожить население прямо здесь и сейчас, шла планомерная работа по его сокращению. Больные, старики и другое нетрудоспособное население расстреливались регулярно.

Уникальный документ приводит Е.А. Войтенко: «Особенно зверствовали фашистские войска по отношению к еврейскому населению. Еще осенью 1941 года на пути наступления немецких войск не оставалось ни одного еврея – все они безжалостно уничтожались. Местные жители показывали нам многие десятки могил, где были захоронены расстрелянные евреи».

С первого дня оккупации Шахт в приказах новой власти был такой пункт: «Всякий, кто укажет немецким властям скрывающихся евреев, <…>, получит 1000 рублей деньгами, продуктами или корову».

В материалах группы краеведов «Исток» при школьном краеведческом  музее школы № 27 г. Шахты, опубликованных в мартирологе коллективной монографии «Забвению не подлежит» в 2020 г., насчитывается 645 человек. Анализ показывает, что 126 из них — евреи, из которых мужчин — 101. Многие упоминаются в списке просто как члены семьи, без указания пола (например, дети). Возраст взрослых — преимущественно 25-50 лет, детей — от 2 до 15 лет. Упоминается расстрелянная женщина 80 лет.

Разнуздавшиеся гестаповцы порой доходили до того, что хватали и расстреливали граждан даже только подозреваемых в еврейском происхождении. По заявлениям предателей были схвачены и расстреляны как евреи даже те, кто ими по происхождению не был.

См.подробнее…