Конференция проходила в Москве 25-28 января 2016года в различных залах: Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ), Музее Холокоста в Мемориальной синагоге на Поклонной Горе и – впервые! – в одном из залов заседаний Государственной Думы. На ней были представлены доклады школьников 8-11 классов из 16 регионов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира, Вологды, Орла, Тамбова, Томска, Республики Крым ( г. Джанкой), Архангельской (г. Северодвинск), Брянской (г. Речица), Калужской (г. Перемышль), Ленинградской (г. Синявино), Тверской ( г. Бежецк), Псковской (г. Невель), Саратовской (г. Пугачёв) и Челябинской (г. Миасс) областей. Большинство докладчиков стали победителями или призерами региональных отборочных туров; некоторые из них уже выступали со своими докладами перед сверстниками областных конференциях по истории Великой Отечественной войны. Каждый день работы конференции был насыщен как информативно, так и эмоционально. Ее особенностью стали встречи с известными режиссерами документальных фильмов о Холокосте. Уже первый день работы конференции вызвал живое обсуждение и дискуссию после просмотра фильма Бориса Мафцира (Израиль) « Холокост. Восточный фронт», где свои интересные комментарии дали Евгений Стельмаченко (Тамбов) и Алина Гилёва ( г. Северодвинск). Бурную дискуссию вызвал просмотр и обсуждение фильма « Аллеи Буниных» с режиссером Григорием Илугдиным. Школьники и студенты отметили, что фильм смотрится на одном дыхании ,запоминается и вызывает желание вернуться к нему и посмотреть еще раз. Фильм можно использовать на уроках литературы и истории в старших классах, во внеурочной деятельности не только при изучении творчества и жизненного пути И. Бунина, но и на уроках, посвященных судьбам русской эмиграции.Никого не оставил равнодушным спектакль Московского Педагогического Театра Подростков « Право на жизнь», представленный на Поклонной горе., а также мемориальный вечер в «Геликон-опере», где двое школьников — Семина Елена (Москва) и Анисеева Наталья (г. Перемышль) получили дипломы победителей конкурса в номинациях «Работы школьников» и «Творческие работы». С каждым днем росла активность на секциях участников конференции и их научных руководителей. Учащиеся демонстрировали умение работать с документами, периодической печатью, анализировать научные тексты, использовать интервью в качестве исторического источника. Все школьники с честью выдерживали формат конференции. Что было не очень просто, т.к., в целом, работа с каждым докладом продолжалась около 30 минут: 10 – 12 минут — выступление, затем ответы на вопросы и обсуждение. Значит, все это время докладчик находился в центре внимания всех участников работы секции. Важную роль в повышении дискуссионной активности школьников сыграл тренинг, проведенный сотрудниками Центра «Холокост» Марией Гилевой и Светланой Антоновой в первый день конференции. Он позволил не только лучше познакомиться всем участникам конференции, но и выявить проблемное поле понимания вопросов, связанных с историей Холокоста, геноцидами XX века. Далее эти вопросы обсуждались не только в ходе работы секций, но и за рамками заседаний. Активными участниками тренинга стали не только школьники, но и научные руководители. Для них было полезно увидеть пробелы в знаниях ребят, направленность их интересов. Кроме того, тренинг позволил установить в группе деловой настрой и взаимопонимание, что важно для эффективной совместной работы, преодоления скованности в ходе дискуссий, позитивного отношения к критическим замечаниям участников. Доклады на секциях были объединены общей тематикой, обозначенной в программе, что делало заседания целостными, создавало условия для эффективного обсуждения участниками не только выступлений, но и более широких проблем истории Холокоста. Модераторы секций – научные руководители и организаторы региональных конференций — не только отмечали высокий уровень ряда работ, но старались давать советы по их доработке для будущей публикации, предлагать новые повороты темы для продолжения исследований. При подготовке доклада наставникам и школьникам следует помнить о том, что во время устного выступления на конференции не надо полностью пересказывать содержание работы, а необходимо сделать акцент на цели, задачах, методах исследования и выводах. Обязательно нужно указывать источники, которыми пользовались при написании работы (если таковых много, то можно перечислить группы источников). Интересным является и то, с какими проблемами или трудностями столкнулся автор при написании работы, как их решал. Среди предложений по совершенствованию исследовательских работ и выступлений наиболее часто звучали следующие: ? более точно и конкретно формулировать тему исследования и доклада, соотносить ее с целью, задачами, объектом, предметом исследования и выводами;? критично относится к использованным источникам и литературе (подвергать анализу и перепроверке), расширять их круг, правильно оформлять ссылки на них;? представлять в содержании работ лабораторию исследования (каким образом находили источники, как обрабатывали, кто и какую помощь оказывал);? активно включать в работы региональный материал (интервью с участниками событий);? четко соотносить текст устного выступления с подготовленным иллюстративным материалом и техническими возможностями различных аудиторий (избегать повторов, учитывать проблемы использования техники).Дискуссии по докладам показали, что не все школьники готовы к участию в них: некоторые не умеют точно и лаконично формулировать вопросы и отвечать на них, не различают вопросы и суждения. Для ряда участников проблема включения в обсуждение докладов была вызвана тем, что они не были знакомы с общими исследованиями по истории Холокоста, не владели понятийным аппаратом (на школьном уровне). В целом, конференция прошла на высоком уровне, была прекрасно организована и стала событием в жизни каждого ее участника. Наталья Хлистунова, кпн, учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии №295, г. Санкт-Петербург, Светлана Тиханкина, кфн, зам. директора школы №20 г. Вологда, Татьяна Пасман, сотрудник Института повышения квалификации, г. ПсковОтзывы участников:Алина ГилеваЕкатерина ПузыняПолина КочетковаЛюбовь ЗякинаКсения ШевелеваАлена Зайцева