Абажуры из евреев как мем

Реплика президента Российского еврейского конгресса Юрия Каннера. Перепечатано без изменений с сайта радиостанции «Эхо Москвы».

Игорь Коротченко

Постоянный участник телевизионных ток-шоу, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко в программе «60 минут» на телеканале «Россия» порадовал зрителей (публики в студии теперь нет) и ведущую, дважды лауреата премии ТЭФФИ Ольгу Скабееву, тем, что оппозиционного политика Леонида Гозмана и музыканта Андрея Макаревича нацисты превратили бы в пепел или сшили из них абажуры.

Интересно, что Коротченко, известный на федеральных каналах военный эксперт и член общественного совета министерства обороны, уверен, что нацисты (если бы они победили) пустили бы на удобрения и украшения именно Гозмана и Макаревича, а точно не его. Ведь сжигали в печах, варили мыло, шили абажуры и набивали волосяные матрасы исключительно из евреев, убежден полковник Коротченко. А его-то за что? Вот эта отстраненность, это высокомерие – пусть еврей дрожит и вечно благодарит за то, что жив, — и проявляет антисемита сквозь любую оболочку.

Именно нацисты – большие теоретики и самые результативные практики ксенофобии – умело играли на разнице участи покоренных народов. Сколько лет прошло – а все помнится, нет-нет, да и поминается не без плохо скрытого удовольствия. Личина проявления современного антисемитизма в самых дремучих его формах.

Абажуры из евреев стали мемом не сейчас. Именно на этом образе сделала себе имя комментатор КП Ульяна Скойбеда семь лет назад. Я уже тогда в своем >a href=https://echo.msk.ru/blog/y_kanner/1076012-echo/>блоге на ЭМ высказывал подозрение в том, что это не порыв души, а коммерческий расчет. Теперь телевизионный полковник воспользовался старой выкройкой, скорее всего, с той же целью.

У меня довольно широкий и разнообразный круг общения, но среди моих знакомых нет ни одного, кто читал бы или хотя бы представляет, как выглядит, журнал «Национальная оборона», редактируемый Коротченко. Но самого его знает вся страна – благодаря телевидению. Так что наверняка он живет не за счет того, что выпускает журнал, известный только по его же титулу на экране, а за счет участия в ток-шоу. Ему нужен телевизионный рейтинг, и той банальщиной, что он несет в эфир, этого не добиться. А скроил абажур из широко известного еврея – и вот заговорили, теперь и о нем.

Меня бы совершенно не взволновало саморазоблачение очередного антисемита. В конце концов, каждый зарабатывает в меру собственной брезгливости. Мое беспокойство начинается там, где я могу увидеть за его экстравагантной метафорой позицию федерального канала.

И основания для такого подозрения есть. Все говорит о том, что шутка Коротченко отнюдь не была спонтанной. Ее ждали. В момент коротченковского «экспромта» на экран в студии были выведены фото упомянутых объектов – Гозмана, Макаревича, Любови Соболь, которую полковник в представленном им воображаемом мире отправил в бордель по обслуживанию немецких солдат.

Так что эксперт не оговорился и даже не проговорился. Он исполнял согласованную, заранее спланированную и подготовленную репризу. А это уже должно волновать нас всех. Потому что такой становится позиция канала, существующего на наши деньги, за счет казны и под контролем государства.