Благодаря воспоминаниям свидетельницы найдена расстрельная яма 1941 года

Быстро летит время. Всё меньше остаётся среди нас живых свидетелей Великой Отечественной войны. Одна из них — Фролова Тамара Михайловна, уроженка города Жуковка Брянской области. Ныне она проживает в Москве. Несмотря на то, что ей было 3 года, Тамара Михайловна помнит расстрел мирных жителей, военнопленных Красной Армии и граждан еврейской национальности, который произошёл в 1941 году. Много лет она собирала по крупицам свидетельства о событиях тех лет, общаясь с родственниками, земляками. Тамара Михайловна надеется, что место расстрела станет священным для жуковчан, напоминанием потомкам о зверствах нацизма. Она обратилась к сопредседателю Центра «Холокост» Илье Александровичу Альтману, который рекомендовал Тамаре Михайловне поговорить с учителем истории и обществознания г. Жуковки Ириной Викторовной Гаковой.

Свидетельские показания Тамары Михайловны стали основанием для начала поисковых действий. Заместитель командира Жуковского поискового отряда «Витязь» Андрей Анатольевич Нестеров откликнулся на просьбу Тамары Михайловны и учащихся Лицея № 1 г. Жуковки оказать содействие в установлении факта расстрела мирных жителей. Командиром отряда «Витязь» Дмитрием Анатольевичем Сычёвым было запрошено разрешение в Жуковской администрации для проведения поисковых работ, после полученного разрешения поисковый отряд начал разведку в указанном Тамарой Михайловной месте.

Пятого октября, солнечным, но прохладным субботним утром в городе Жуковка Брянской области, в районе Центра детского творчества, силами Жуковского отряда «Витязь» и при посильной помощи учащихся 8 «б» класса Лицея № 1 им. Д. С. Езерского г. Жуковки были найдены останки погибший людей.

Работа проводилась с помощью щупов, так как, по свидетельским показаниям, люди перед расстрелом были только в нижнем белье, поэтому металлоискатель не помог бы. С помощью щупов была найдена траншея времен Великой Отечественной войны. В одном из шурфов были найдены человеческие останки с пулевым отверстием в лобной части черепа — свидетельство казни.

Согласно российскому законодательству, поисковый отряд должен направить письмо о данной находке в Следственный комитет для заведения уголовного дела, так как подобные преступления не имеют срока давности.

 Текст и фотографии: Ирина Гакова, учитель истории МАОУ «Лицей № 1 имени Д. С. Езерского»