«Всего лишь очередной геноцид»

Сооснователь известной международной экологической организации Extinction Rebellion, выступающей против изменения климата, Роджер Халлам оказался в центре обсуждаемого на Западе скандала, когда он в ходе интервью сделал «лирическое отступление» в сторону от вопросов экологии и заявил журналистам, что Холокост был «всего лишь очередным геноцидом». В оригинале фраза звучала «just another fuckery in human history», однако нормы приличия не позволяют дать буквальный перевод. 

Роджер Халлам после широкого общественного отклика уже извинился за свои слова. Отметим, что эколог был неправ не только в плане неуместного использования грубой лексики, но и — в первую очередь — концептуально. По его словам, история за последние 500 лет знает большое множество геноцидов, и Холокост — это «обычное событие» для человечества.

Не будем останавливаться на точном определении слова «геноцид» (которое часто употребляют чрезмерно вольнодумно). Главное здесь то, что Холокост — это как раз уникальное и беспрецедентное явление — даже на фоне других жестоких геноцидов и военных преступлений. Холокост выделяют:

  • Попытка уничтожения самой «биологической основы» отдельно взятого народа. Ни ассимиляция, ни крещение, ни абсолютная лояльность режиму, ни даже искреннее неведение о своей еврейской национальности или младенческий возраст — не давали с точки зрения нацистов право на жизнь еврею. Для еврея нацистами не предусматривалось никакой модели поведения, которая позволяла бы ему выжить, и даже коллаборационизм и предательство (например, служба в еврейской полиции в гетто) не давали возможности еврею сохранить свою жизнь.
  • Экстерриториальный характер. Целью нацистов было тотальное физическое истребление евреев не только в границах своего государства, но и на всей подконтрольной Германии и её союзникам территории Европы. Организованное массовое уничтожение евреев нацистами впервые началось на оккупированной территории СССР в июне 1941 года.
  • Иррациональность. Из примерно полумиллиона германских евреев, заставших приход к власти Адольфа Гитлера, подавляющее большинство были полностью инкорпорированы в немецкое общество, считали Германию своей родиной — и для их преследования и уничтожения у нацистов не было никакого разумного мотива, даже формальной причины — помимо предрассудочного антисемитизма. В разгар Второй мировой войны руководство Третьего Рейха стало отнимать для «окончательного решения еврейского вопроса» ресурсы, остро необходимые фронту, — что было совершенно нецелесообразно с точки зрения выживания самого нацистского режима. Так, весной-летом 1944 года депортация в лагерь Аушвиц свыше 400 тысяч венгерских евреев потребовала колоссальных людских, материальных и логистических издержек — в ущерб германской армии, которая и без того терпела поражения на Восточном фронте. Задача истребить евреев прежде, чем их могла бы освободить Красная Армия, оказалась для нацистов более приоритетной, чем вопросы снабжения собственных войск. «Искренний» в своей иррациональности антисемитизм Гитлера оказался сильнее всякого инстинкта самосохранения.

Текст: Роман Жигун, научный сотрудник Архивного отдела Центра «Холокост», модератор сайта.