В Берлине завершился семинар для российских педагогов

В столице Германии завершился очередной, уже 6-й ежегодный,  семинар в Доме-Музее Ванзейской конференции. Первое занятие 13 мая  проводилось в Документальном центре «Топография террора». Этот центр построен на месте бывшего эпицентра власти нацистского государства. Он содержит материал о нацистских преступлениях со времени их прихода к власти в Германии. Здесь не только хранится память о прошлом. Экспозиция показывает, что может произойти в стране, в которой полицейская власть не контролируется со стороны общества.Экскурсию по постоянной выставке  провел Себастиан Герхард. Он представил нам музей виновников террора и факты их преступлений. Слушателям были показаны методы работы с фотографиями этого музея. На основе анализа нескольких фотографий была показана масштабная практика террора. Аспекты темы и методические приемы погрузили присутствующих в исследование: кто делал фотографии, что он хотел передать, как представлены участники актов уничтожения людей: жертвы, палачи, наблюдатели. Многие факты показаны в документах о различных проявлениях террора, его эволюции и его результатах.Подобная работа с обширными документами террора должна давать ответы на такие вопросы: как могла за такое короткое время демократия превратиться в тоталитаризм? что за планы были у нацистов? как удалось им так быстро нейтрализовать своих политических противников?Затем наша группа посетила Мемориал памяти убитым евреям. Этот монумент представляет собой поле, на котором установлено 2711 серых бетонных блоков. Рут Пройсе и Татьяна Маныкина провели экскурсию с практико-ориентированным объяснением значения этих памятников, которая была чрезвычайно информативной и эмоциональной. Рут убедительно показала, что мемориал  предоставляет посетителю  полную свободу интерпретации в любое время дня и ночи. Участникам  показали  также другие места памяти жертв нацизма, находящимся возле этого музея. Практическая часть  семинара  прошла на Площадке для тренировки солидарности и уважения друг к другу. Инара Габдурахманова, София Шмитс и Ян Кребс провели со слушателями игровые занятия. Нам были представлены разнообразные формы работы с группами учащихся для воспитания толерантности и привития им индивидуального мышления в групповой ситуации. Учащиеся на четыре часа погружаются в атмосферу коллективного участия в восприятии проблем толерантного отношения к окружающим, понимания того факта, что проявления нетерпимости не должны быть возможны.По заданиям ученики приходят к выводу – свое место в обществе надо определять самому и в гуманных формах. Сознание толпы и иногда вредные и опасные настроения не должны превалировать и подавлять личность. Приемы работы будут полезны в практике со школьниками против нацизма, расизма, антисемитизма и других проявлений нетерпимости.Состоялось конструктивное обсуждение о работе этого уникального центра с адаптивной коммуникативной педагогикойА вечером состоялось подведение итогов семинара. Организаторы семинара вместе с руководителем делегации И.А.Альтман провели обсуждение с российскими педагогами вопросов преподавания  истории Холокоста и содержания программы семинара.Участники  выразили огромную  благодарность организаторам семинара, высказали общее мнение о высоком интеллектуальном уровне всех преподавателей. По   общему мнению,  методологическая концепция семинара была глубоко продуманной. Отмечено разнообразие представленного материала, как в исторической, так и в методической составляющей. Особо было отмечено посещение мемориалов и многочисленных мест памяти. В этом ряду было выделено посещение 9 мая в знаменательный для всех нас день Великой Победы Трептов парка.Слушатели узнали много нового, как в информационном поле (приобретение новых знаний), так и в содержании методов и приемов работы по погружению учащихся в эту темы. Например, работа с лентой времени, на которой отображаются факты и события, влияющие на распространение тотального террора в нацистской Германии. Отмечалось и методика работы с фотографиями как источником.Кроме того само взаимное общение, обмен мнениями позволили участникам получить много полезных примеров опыта работы в самых разных регионах России и Молдовы.Рут Пройсе от имени организаторов поделилась своим видением программы семинара, выразив главную методическую цель как достижение баланса между информационной частью и представление участникам таких форм и методов подачи материала, которые возможно перенести в свой опыт работы. И.А.Альтман высоко оценил работу команды педагогов Дома-музея Ванзейской конференции. Этому способствовала и прекрасная работа Татьяны Маныкиной не только как организатора, но и как преподавателя и экскурсовода. Илья Александрович высказал пожелание организаторам семинара привлекать в будущем на подобные занятия германских историков – специалистов по истории Холокоста на территории  СССР.Виктор Лупоядов (Брянск), Анна Цуканова (Благовещенск), Инна Юфит (Москва) Отзывы участников:Инна ЮфитМария ЛеуховаСветлана ТиханкинаМайя ДобычинаСветлана ЗвереваЛюдмила ПолишкисРимма ГурскаяТатьяна ФайнНина ХакимоваИнна ГортолумАлексей Фельдт