Московская премьера одной из самых трогательных детских опер «Брундибар» состоялась в переполненном новом концертном зале «Филармония-2».В 1938 году, в момент написания этой оперы никто не мог предположить, какую миссию ей будет суждено выполнить в будущем — стать музыкой Холокоста. Невозможно было вообразить и то, какая страшная участь уготована ее создателю и участникам. Опера сочинялась до войн, но ее премьера состоялась лишь в 1942 году в Праге, оккупированной немцами. Ученик Александра фон Цемлинского, Ганс Краса сочинил оперу об Анинке и Пепичке, которые ради спасения больной матери отправились на поиски денег для покупки исцеляющего молока. Сюжет полон скрытых цитат. В образе коварного шарманщика Брундибара, крадущего заработанные ими деньги, без труда угадывается злой Карабас. В незамысловатом сюжете с участием Воробья, Кошки и Собаки, приходящим на помощь маленьким героям, легко угадываются и герои «Синей птицы» Метерлинка, и отголоски оперы «Гензель и Гретель» Хумпердинка, а также оперы «Дитя и волшебство» Равеля.В стилистической простоте оперы, длящейся не более часа, видят и влияние Бертольда Брехта и Курта Вайля и даже Пауля Хиндемита. Но в музыкальном языке «Брундибара» можно услышать не только дидактические мотивы в духе «Пети и волка» Прокофьева, но и истоки настоящего детского мюзикла с его запоминающимся мелодизмом и заразительной ритмикой.Все это было бы прекрасно, когда бы не было так трагично, ибо ближайшая история жизни оперы «Брундибар» оказалась связанной с печально знаменитым концлагерем Терезин, где ее 55 раз исполнили поапавшие туда малолетние узники. В Терезине каждого представления «Брундибара» ждали с нетерпением: так родители могли, прежде всего, убедиться в невредимости своих детей, и к тому же оперная победа над тираном ощущалась узниками как надежда и на собственное освобождение. Недаром злой шарманщик Брундибар носил усы и челку, напоминающие Гитлера. Надежда оказалась призрачной. Почти все исполнители были отправлены в Освенцим и другие лагеря смерти, а исполняемая ими опера приобрела трагическую сценическую судьбу .В послевоенное время опера «Брундибар» вернулась на театральную сцену и каждый раз исполняется в память о всех, кто не вернулся с войны. Российская премьера оказалась долгожданной и собрала команду единомышленников. Оперный режиссер Мстислав Пентковский поставил пронзительный спектакль о достоинстве, сопротивлении и силе судьбы, поэт Лилия Виноградова создала русское либретто, в котором легко угадывается и европейская литературная традиция, и мелодика чешской речи, художник Алексей Трефилов предложил лаконичную сценографию, не оставляющую сомнений в трагическом исходе спектакля.В московской премьере приняли участие Большой Детский хор ВГТРК (художественный руководитель Елена Шумилова), который, как и при Викторе Попове, показал себя крепким и профессиональным коллективом, способным на равных выступать с Государственным академический камерный оркестром России под руководством Народного артиста России Алексея Уткина. Материал ОРТ