Дневник Анны Франк: трагические страницы памяти мира

ЮНЕСКО – Организация ООН по образованию, науке и культуре – включила дневник голландской девочки Анны Франк, один из наиболее известных и впечатляющих документов о зверствах фашизма, в регистр «Память мира» Списка всемирного наследия ЮНЕСКО. Этот факт комментирует Илья Альтман, председатель Российского научно-просветительного центра «Холокост»: «В прошлом году ЮНЕСКО приняла специальную резолюцию о включении в образовательные мемориальные программы, которые проводит эта организация, информации о Холокосте. Недавно Российский центр «Холокост» издал на русском языке книгу о Симоне Визентале. Поэтому очень логичен шаг, который «Дневнику Анны Франк» – символу документа, повествующего о преступлениях нацизма в ХХ века, придал такой статус». Дневник Анны Франк был обнаружен после войны, продолжает Илья Альтман, когда ее отец Отто Франк, освобожденный Красной Армией из Освенцима и вылеченный советскими врачами, вернулся в Амстердам, где скрывалась от нацистов его семья. Единственное, что он нашел в своем доме, был дневник его дочери Анны. Его усилиями в конце сороковых годов этот документ был опубликован. Воздействие этого дневника на духовную жизнь Европы трудно переоценить. Вслед за этой публикацией во многих странах Европы, да и не только Европы, появились воспоминания сверстников Анны, которые пережили Холокост. Так получилось, что в известном смысле дневник Анны стал одним из первых документов, которые сегодня составляют историю Холокоста. Трогательные рассказы девочки о повседневной жизни в условиях жестоких преследований заставляют даже безучастного человека подумать о том, что человеконенавистнические теории, проводимые в жизнь антигуманными методами, стали причиной безвременной смерти этой девочки и сотен тысяч ей подобных. Летом этого года выставка, посвященная Анне Франк, начала свое путешествие по России. Эта выставка рассказывает молодому поколению не только об ужасах войны, но и о тяготах сопротивления, которое заключалось в простодушной фиксации событий повседневной жизни в убежище в большом городе. Образ девушки, которая, несмотря на ужасы войны, могла любить и так остро чувствовать, имя которой стало во всем мире нарицательным символом жертвы фашизма, должен быть сохранен навсегда, считает Илья Альтман.  Полный текст