Евгений Евтушенко о геноциде в Ростове-на-Дону. И не только

 

Автор текста Илья Альтман, профессор РГГУ, сопредседатель НПЦ «Холокост».

 

Сегодня  в Ростове-на-Дону продолжится начавшееся 10 февраля судебное заседание по гражданскому делу по заявлению прокурора Ростовской области «об установлении факта, имеющего юридическое значение, в интересах Российской Федерации». Этот факт квалифицируется как воинские преступления, преступления против человечности и геноцид.

По сообщениям СМИ, «параллельно с судебным процессом на Дону проходят тематические мероприятия, связанные с событиями Великой Отечественной войны, а именно – геноцидом советского мирного населения».  К сожалению, в ходе первого заседания о геноциде еврейского народа практически не говорилось. Не выделялись евреи – в отличие от приговора Нюрнбергского трибунала — и как отдельная категория жертв.  

Между тем, по данным ЧГК, 11-12 августа 1942г. в Змиевской балке было казнено от 15 до 18 тысяч евреев. В установленной у мемориала в начале 21 в. памятной доске речь шла о самом крупном в России месте казни жертв Холокоста.  Затем текст в доске поменяли на «мирных советских граждан». После протестов в мировых СМИ и судебного процесса на третьей доске указали (без слова Холокост), что большинство жертв  в Змиевской балке – евреи.

Евгений Евтушенко в декабре 2014 г. впервые прочёл свое стихотворение  «Сторож Змиевской балки». Хочется надеяться, что вынося  очередное решение о «геноциде советского народа» участники процесса учтут пророческие строки знаменитого поэта, лауреата премии РЕК «Хранитель памяти -2022»:

 

Сторож Змиёвской балки

Когда все преступленья замолятся?

Ведь, казалось, пришла пора.

Ты ответишь ли, балка Змиёвская?

Ты ведь Бабьего Яра сестра.

 

Под землей столько звуков и призвуков,

стоны, крики схоронены тут.

Вижу — двадцать семь тысяч призраков

по Ростову к той балке бредут.

 

Выжидающе ястреб нахохлился,

чтобы выклевать чьи-то глаза.

Дети, будущие Михоэлсы,

погибают, травинки грызя.

 

Слышу всхлипывания детские.

Ни один из них в жизни не лгал.

Гибнут будущие Плисецкие,

гибнет будущий Марк Шагал.

 

И подходит ко мне, тоже с палочкой,

тоже лет моих старичок:

«Заболел я тут недосыпалочкой.

Я тут сторож. Как в пепле сверчок».

 

Его брови седые, дремучие,

а в глазах разобраться нельзя.

«Эти стоны, сынок, меня мучают,

и еще — как их звать? «Надпися».

 

Я такого словечка не слыхивал,

ну а он продолжал,  не спеша:

«Сколько раз их меняли по-тихому

эти самые «надпися».

 

Почему это в разное время

колготились, незнамо с чего,

избегаючи слова «евреи»,

и выматывали его?

 

Так не шла к их начальничьей внешности

суетня вокруг слова того.

А потом воскрешали в поспешности.

Воскресить бы здесь хоть одного.

 

Жаль, что я не умею этого.

Попросить бы об этом небеса!

Я бы тратить всем жизнь посоветовал

на людей, а не на «надпися».