Екатеринбург. Дискуссионный форум «Права человека и тема Холокоста в документальном кино»

15-16 мая 2014 г. в Екатеринбурге состоялся Дискуссионный форум   «Права человека и тема Холокоста в документальном кино». Организатором выступило Городское Управление образования администрации г. Екатеринбурга. Партнером конференции стал Центр «Холокост» при поддержке гранта Президента РФ.  В мероприятии приняли участие общественные деятели и преподаватели высших и средне-специальных учебных заведений, учителя общеобразовательных школ, методисты из Екатеринбурга и других регионов России. Конференция благодаря участию гостей из Москвы, Оренбурга, Челябинска, Новосибирска   фактически приняла всероссийский масштаб.   Основная проблема, обсуждавшая на дискуссионных площадках и мастер-классах конференции – содержательные и методические аспекты использования кинодокументалистики для формирования установок толерантного сознания в молодежной среде, противодействия и профилактике ксенофобии, сохранения памяти о жертвах геноцидов и терроризма. Участники представили и проанализировали региональный и международный опыт включения документальных лент в учебную и воспитательную системы школ, вузов и ссузов. Форум проходил на базе Уральского  государственного горного университета. С приветственным словом к участникам обратились главный специалист Управления образования г. Екатеринбурга Е. Гордеева и член Общественной палаты РФ, президент Фонда «Холокост» Алла Гербер. Участникам было зачитано было также Приветствие  зам.Главы администрации г.Екатеринбурга С.Тушина. В числе наиболее значимых тем докладов прозвучали следующие: «Обрести под ногами твёрдую почву правды» (размышление о документальном проекте «Холокост»), , к.п.н., доцент кафедры РГППУ М. Снегирёва (г. Екатеринбург); «Киноискусство в преподавании обществознания как средство воспитания толерантности на примере темы Холокоста» к.п.н., доцент кафедры Всеобщей истории, методики преподавания истории и обществознания ОГП О. Гугнина (г. Оренбург);«Методические приемы изучения прав человека с использованием кинофильмов», зав. кафедрой общественных и художественно-эстетических дисциплин ИППК РО, канд. ист. наук, доцент, зампредседателя Челябинской областного общества краеведов, член президиума Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания В.М. Кузнецов (г. Челябинск);«Использование фильмов в преподавании школьникам темы Холокоста»,  учитель истории НОУ «Ор Авнер» В. Понырко (г. Новосибирск).Докладчики выявили следующие проблемы использования кинодокументалистики в учебном процессе:-        поиск и оценка научной достоверности фильмов, имеющихся в свободном доступе,-        неподготовленность учащихся к восприятию документального кино,-        перегруженность учебных программ,-        отсутствие методического сопровождения к имеющемуся банку фильмов,-   недостаточная оснащенность аппаратурой для просмотра документальных фильмов учебных кабинетов и др.Участникам  продемонстрировали документальный фильм «Список Киселева», 2008,  (режиссёр Юрий Малюгин;  продюсер Яков Каллер) памяти Праведника мира, в честь которого 9 мая с.г. открыт памятный знак на Арбате в центре Москвы. При обсуждении фильма участники отметили сложность для восприятия молодежной аудиторией фильмов по правозащитной тематике и истории Холокоста и важность предварительной подготовки учащихся. В то же время педагоги подчеркнули, что без подобных источников знаний изучение истории и обществознания ничего не дает для развития гражданских качеств личности.Далее представители региональных центров, представители ГСИП «Толерантность-путь к миру»  посетили комнату Памяти жертв Холокоста в ЕЕОЦ «Синагога»  и показом документального кино, затем проследовали в ЕЕКЦ «Менора»  где прошел круглый стол и заседание рабочей группы по созданию пособия по использование фильмов в преподавании темы Холокост школьникам. Его модератором стала главный хранитель фондов Музея еврейского наследия и Холокоста Н. Анисина (Москва). С приветственным словом обратилась директор ЕЕКЦ «Менора» И. Гуткина.  Н. Анисина представила проект пособия «Уроки Холокоста и нарушение прав человека в современной России: педагогический аспект», сопровождая выступление просмотром документального фильма о Брестском гетто.Интересная встреча участников с оператором неигровых фильмов В. Киреевым состоялась в библиотеке им. Горького,  а после просмотра созданного в 2002 году на Свердловской киностудии (режиссер Алексей Федорченко) документального фильма  «Давид» состоялось его обсуждение,. С приветственным словом к посетителям библиотеки и участникам конференции обратилась  заведующая библиотекой Т. Махалина. Зрители высоко оценили активное участие в дискуссии преподавателя РГППУ и оператора фильма «Давид» В. Киреева, представившего авторскую позицию, помогшего понять замысел и оценить в работе использованные художественные средства.Форум продолжил свою работу на базе МАОУ СОШ № 167(присутствовало 130 человек). Открыло конференцию выступление ребят из детского сада и школы 167, а также образцовых коллективов ЦДТ «Галактики». С приветственным словом выступили член Общественной палаты РФ, президент Фонда «Холокост» А. Гербер, начальник отдела управления образования Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга,  кандидат социологических наук, научный руководитель Городского проекта «Толерантность – путь к миру» Е. Яровикова,  директор МБОУ гимназия №2 С. Тренихина. С докладами выступили   директор МАОУ СОШ №167 Э. Бабич  («Из опыта работы МАОУ СОШ № 167 в преподавании темы Холокоста»); председатель Екатеринбургского общества «Мемориал» А. Пастухова («Роль неигрового кино в воспитании подрастающего поколения»);  зам. директора по учебно-воспитательной работе, учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 60 г. Оренбурга Е. Кочеткова  («Воспитательный потенциал художественных фильмов по теме Холокост на уроках обществознания: взгляд учителя»).С обобщающими личный опыт работы сообщениями выступили учитель истории и обществознания МБОУ гимназия №5 А. Смагина;   заместитель директора МБОУ СОШ № 125 Е. Потапова;  заместитель директора школы МБОУ СОШ № 59 по ВВР, учитель МХК М. Шутова;  учитель русского языка и литературы МАОУ гимназия №2 Т. Кочубей; учитель истории и обществознания МАОУ СОШ № 167 Е. Шипилова. Наиболее эффективным педагогическим инструментарием для работы с документальными фильмами подавляющее большинство выступающих назвали технологию развития критического мышления, разные виды дискуссий и проектную деятельность. Отмечено, что использование данных технологий и приемов в учебном процессе требует специальной подготовки учителей, их собственного умения вести дискуссию, глубоко разбираться в вопросах, поднятых создателями фильмов, быть гибкими во время проведения занятий.Большие споры после просмотра документального фильма Павла Чухрая «Дети из бездны», (2000г.).  в аудитории вызвал вопрос о требованиях, которые необходимо предъявлять к отбору документальных фильмов, включению наиболее проблемных и трагических сцен в занятиях со школьниками.В завершение работы форума участникам были выданы сертификаты и методическое пособие «Уроки Холокоста – путь к толерантности», куда вошли методологические и методические статьи, конспекты уроков и других занятий с учащимися школ, колледжей, вузов, созданные лучшими педагогами г. Екатеринбурга в 2013 году. Затем гости Екатеринбурга посетили Уральский Центр Б.Н. Ельцина, встречу организовала Заместитель главы администрации Ленинского района г. Екатеринбурга Н. Топоркова.На следущий день после завершения Дискуссионного форума об этом событии сообщило Свердловское областное телевидение в программе «Национальное измерение» Школьная газета «Остров» номер 33 за май 2014г.