Завершилась образовательная поездка в Берлин

С 1 по 6 сентября состоялась образовательная поездка в город Берлин, организованная Международным образовательным центром в Дортмунде при поддержке организаций партнеров. Координатором от Российской Федерации выступил НПЦ «Холокост».

В поездке приняли участие мультипликаторы исторического знания — представители музейной отрасли (руководитель образовательных программ Государственного музея истории ГУЛАГа Константин Андреев, заведующий  отделом военной истории Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Михаил Кербиков) и работники НКО (представитель Фонда «Эвен-Эзер» Алина Лебедева и сотрудник Общества «Мемориал» Эвелина Руденко). Также в поездке приняли участие представители из Беларуси, Германии и Украины.

В течение 5 дней участники проекта работали в рамках интенсивной программы, посвященной культуре памяти в 4 странах, особенностям памятников и мемориалов, создаваемых в современной Германии, а также применению новых дигитальных технологий в музейном и образовательном пространстве, особенностям формирования исторических нарративов. За эти дни удалось посетить Памятник убитым евреям Европы и встретиться с одним из кураторов информационного центра памятника г-ном Адамом Керпелем, в Музее Карлсхорст состоялась встреча с сотрудником проекта «75 лет окончания войны» г-жой Аникой Крефт и бывшим директором музея историком г-жой Кристианой Янеке. Удалось увидеть эти музейные пространства не только глазами посетителя, но и глазами экскурсовода, куратора выставок.

Современные виртуальные технологии представил в своей презентации научный сотрудник Музея Второй мировой войны в Гданьске историк Дмитрий Паньто и сотрудник ИББ Дортмунд Антон Маркштедер. Как идеи использования дополненной реальности реализуются в практике коммерческих проектов можно было увидеть на примере пространства TimeRide, реализованном в Берлине в конце августа этого года. Виртуальные очки погрузили участников в пространство своеобразного экскурсионного автобуса, который проехал по территории Восточного Берлина 1980-х годов. Интересными и полезными были диалоги о возможностях мультиперспективного подхода в образовательном процессе.

Своим впечатлением о поездке делится куратор российской делегации Дмитрий Алексеев: «Мы попытались в несколько дней успеть затронуть самые разные темы, которые востребованы в практике работы учителя, музейщика, вузовского преподавателя, куратора проектов. Интересно было поговорить о разных нарративах о Второй мировой войне, которые используются в наших странах. Попытались деконструировать эти нарративы, вписать в контекст сегодняшнего дня и понять, почему и как разным языком и с помощью разных терминов мы говорим вроде бы об одном и том же, но подразумеваем совершенно разное. В этом смысле очень полезно принять позицию диалогичной интеллигентности (термин, предложенный нашим модератором историком Констанц Штоль). Именно в умении слушать и слышать друг друга мы можем прийти к общему отношению к войне. Оно прозвучит совершенно банально — война это зло для человека, какой бы национальности он не был, в какое бы время он не жил. Я благодарен своим коллегам-кураторам от стран за интересные презентации о культуре памяти, это полезный материал также может быть использован нашими участниками в работе. Хороший опыт прочитывания пространства самого города тоже важен. Берлин знаменит огромным количеством памятников, посвященных травматичной истории нацизма. Как в таких условиях привлечь внимание зрителя – и туриста  и местного жителя, который уже привык видеть эти памятники в повседневности? И здесь нашелся ответ на импровизированной экскурсии по городу. Конечно, далеко не на все хватило времени – остались вопросы к нашим коллегам из местных музеев, не хватило времени на работу с культурой памяти. Но мне кажется, главное было показать горизонты и поставить нужные вопросы перед участниками поездки, чтобы в дальнейшем они могли строить свою работу с учетом новых углов зрения».

Отметим, что образовательная поездка в Берлин стала 2 поездкой в рамках реализации проекта «Образование 4.0». Следующий этап – встреча молодых авторов образовательных проектов в Минске в октябре этого года для совместной работы на историческом хакатоне по итогам которого будут представлены дигитальные проекты по тематике исторической памяти о Второй vировой войне и Холокосте.