Как бельгийский священник спас сотни евреев от Холокоста

Один из самых страшных гитлеровских палачей, организатор Холокоста Адольф Эйхман, когда его судили в Иерусалиме, сказал на процессе: «В тех странах, где местные жители не помогали нам в решении еврейского вопроса, мы были бессильны». И в самом деле – кто ответит, почему массово, повально сотрудничало с нацистами население Прибалтики, Украины, Польши, Венгрии, Хорватии, с готовностью выдавая евреев гестапо, а порой убивая их без всякого приказа еще до прихода гитлеровцев, так, что даже эсэсовцы жаловались иногда своему начальству на излишнее усердие «подопечных»? Почему, за исключением разве что отпетых негодяев, не помогали гестапо в Италии, где евреям давали убежище и в монастырях, и в самом Ватикане, в Дании, где перед вторжением немцев 6 тыс. евреев вывезли в соседнюю Швецию, а остальных попрятали по домам, в Болгарии, Румынии, Сербии? Почему, наконец, в самой Германии множество не только добропорядочных бюргеров, но и высоколобых интеллектуалов, узнав о своей принадлежности к высшей породе, превратились, нет, даже не в скотов, а намного ниже и хуже, когда ницшевская «белокурая бестия» отозвалась «бесом»?

История и жизнь всегда ставят неразрешимые вопросы. Ответ на них один – Сам Христос. Бог, говорящий и действующий в человеке вопреки всепобеждающей «мерзейшей мощи». На сгущение тьмы Он отвечает Сам в Своих праведниках, готовых положить жизнь за други своя. И тогда в самые черные времена на дороге истории появляются те камни, о которые не раз осекалась коса ада и смерти, какими бы малыми они ни казались.

Об одном из таких людей и рассказывает книга Брониславы Поповой. Повествование начинается с детства героя, которое пришлось на Первую мировую войну, когда немецкий кайзер Вильгельм, это воплощение обывательщины, претендующей на сверхчеловечество, жаждал всемогущества и мирового господства. В России тогда с необычайной силой пробудилась ее «всемирная отзывчивость». Одной из стран, вызывавшей тогда в ней особое сострадание, была Бельгия, отказавшаяся пропустить немецкие войска, с рыцарской стойкостью и благородством противоставшая безмерно мощнейшему врагу и поверженная во прах. Но это поражение обернулось духовной победой.

Атмосфера страданий и высокого духовного подъема, в которой прошли отроческие годы тогда еще Генриха Рейндерса, наверное, и сыграла главную роль в его решении выбрать путь священства – всего себя без остатка отдать Богу. Попова прекрасно воссоздает в своей книге и обстановку родительского дома, в которой возрастали будущий отец Бруно и его братья и сестры, – чистую, строгую, возвышенную. Отец, доктор Иосиф Рейндерс, чья жизнь и работа являли детям пример самоотверженного служения и милосердия. Мать Мария, урожденная Крикс, властная, своим примером воспитывающая, как подобает относиться ко Христу, Церкви и окружающим тебя людям. Точкой отсчета в воспитании детей была не родительская воля, а Божья. Это и приучило их каждым поступком, в любых обстоятельствах, какими бы опасными они ни были, выбирать Божью правду. Именно мать внушила детям христианскую терпимость. Они всегда знали, что их соседи евреи – те же бельгийцы, только другой веры. В Бельгии не принято было делить сограждан по признаку крови. Попова рассказывает о годах учения отца Бруно, о его научной деятельности – трудах, посвященных св. Иринею Лионскому, о современниках, одним из которых был кардинал Мерсье, много сделавший для облегчения участи русских эмигрантов в Европе, об отце Ламбере Бодуэене, стремящемся начать диалог с Русской православной церковью, отвергнутый тогдашним священноначалием Ватикана. Экуменическому духу отца Ламбера Бодуэна отец Бруно Рейндерс оставался верен всегда.

Не скрывает Попова и «темного пятна» в биографии своего героя – его кратковременного антисемитизма. Впрочем, и сам отец Бруно признавался в этом грехе в письме к одному из спасенных им еврейских детей, переехавших после войны в Израиль, и рассказывал о мгновенном исцелении от него… Как когда-то апостолу Павлу Господь открыл, что Он гоним вместе со Своей Церковью, так и теперь открыл бельгийскому кюре, что страдает вместе со Своим народом. Со времени оккупации Бельгии нацистами начался подвиг отца Бруно, совершение которого на протяжении почти что пяти лет каждую минуту грозило отважному пастырю арестом, пытками и смертью, если учесть, что нацисты ненавидели Церковь так же, как и евреев. И в том и в другом проявлялось их богоборчество – Книга Книг и «Майн кампф» несовместимы.

Бельгия тогда разделилась. В ней нашлось немало сторонников Гитлера, добровольцами записавшихся в эсэсовскую дивизию «Валлония». Свою цель они видели в том, чтобы покончить с большевизмом и «мировым еврейским заговором». Большинство же бельгийцев не приняло людоедских идей оккупантов. Демаркационная линия между добром и злом проходила, как всегда, не по национальному или политическому признаку, а внутри человеческого сердца.

В книге выпукло изображена отвратительная фигура Жака Левина-Канторовича, польского еврея, сексота и содомита, помогавшего гестапо арестовывать своих единокровных, первым сдавшего собственных жену и дочь. Но стержень книги – рассказ о том, как отец Бруно спасал евреев: и детей, и взрослых, проявляя чудеса находчивости, предприимчивости, отваги, которых, казалось бы, трудно было ожидать от тихого ученого-священника. Он постоянно перевозил еврейских детей с места на место, чтобы на их след не вышло гестапо, переодевался и в гражданскую одежду, и в полицейскую форму, договаривался с жителями различных городов, готовых прятать детей по домам, устраивал ребятишек в монастырские приюты, доставал для них еду, используя липовые продуктовые карточки. Но эта игра в прятки в страшные годы вряд ли могла долго продолжаться, если бы у отца Бруно по всей Бельгии не было бы множества добровольных помощников, готовых рисковать жизнью ради спасения ближних.

Отец Бруно спас 390 детей. Многие из них после войны уехали в Израиль и США и потом всю жизнь переписывались со своим спасителем. Христианство приняли лишь несколько из них. Отец Бруно, хорошо понимая драгоценность жизни каждого человека и его духовной свободы перед Богом, неприкосновенность личного выбора, никогда не настаивал на этом. Он просто спасал. «Христиане» за 2 тыс. лет сделали все возможное, чтобы оттолкнуть евреев от Христа. Но вопреки их усилиям, достойным лучшего применения, Божий замысел об Израиле, о котором писал апостол Павел в Послании к Римлянам, все равно осуществится. В это внес свою лепту и отец Бруно Рейндерс.

Источник.