Конференция в Лейпциге

Накануне круглого стола в Мюнхене научный сотрудник Архивного отдела Центра «Холокост» Роман Жигун выступил в Лейпциге на международной научной конференции «Сравнительный и межнациональный взгляд на женское кино в ГДР и Польше 1949–1989». Организатор конференции — Институт истории и культуры Центральной и Восточной Европы имени Лейбница (GWZO). Доклад Романа Жигуна был посвящён двум польским кинематографистам — Ванде Якубовской и Агнешке Холланд.

Первая из них, Ванда Якубовска, прошла через нацистскую тюрьму «Павяк» в Варшаве, в 1943–1945 годах она содержалась в лагерях Аушвиц и Равенсбрюк. Своё пребывание в Аушвице режиссёр воспринимала как сбор материала для будущей кинокартины (такая психологическая установка и помогла ей выжить в страшнейшем из нацистском лагерей). В 1947 и в 1964 году Ванда Якубовска выпустила художественные фильмы об Аушвице — «Последний этап» и «Конец нашего света» — которые обладают такой степенью аутентичности, что их можно назвать «кинематографическими реконструкциями» (хотя взгляд Ванды Якубовской на пережитое сразу после войны и на волне «польской оттепели» в первой половине 1960-х, разумеется, был различным). Уникальность данных кинолент состоит в том, что режиссёр привлекала к работе и даже включала в съёмочную группу большое количество бывших узников Аушвица и других нацистских лагерей. Ранее исследовательские статьи Романа Жигуна о фильмах «Последний этап» и «Конец нашего света» были удостоены Почётных дипломов Польского института в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербургского Института истории РАН и Института истории и политических наук Университета в Белостоке (в 2017 и 2018 годах).

Агнешка Холланд относится к послевоенному поколению европейских режиссёров, и основное время в докладе было уделено её работе «Одинокая женщина» 1981 года, посвящённой условиям жизни в Польской Народной Республике накануне введения в ней военного положения. Однако нельзя не отметить, что в «послужном списке» Холланд — известная лента «Европа, Европа» («Соломон из гитлерюгенда») 1990 года, снятая по мотивам уникальной биографии Соломона Переля.