Круглый стол в Саратове, приуроченный к Международному дню памяти жертв Холокоста

25 января 2017 года в конференц-зале Саратовского областного института развития образования состоялся межрегиональный круглый стол «Холокост: исследуем во имя будущего», приуроченный к 72-й годовщине освобождения концентрационного лагеря Аушвиц-Биркенау (Освенцим), Международному дню памяти жертв Холокоста. Организаторы мероприятия: ГАУ ДПО «СОИРО» совместно с ГУК «Областная универсальная научная библиотека».Цель круглого стола – привлечение внимания школьников и студентов к исследованиям истории Холокоста, обмен опытом работы над темой. В круглом столе приняло участие 47 человек. Среди них – школьники, студенты и педагоги образовательных организаций, учреждений культуры Саратовской области и города Саратова, общественных организаций, члены молодежного правительства Саратовской области.Ректор Саратовского областного института развития образования Ирина Михайловна Ильковская подчеркнула, что этом году день 27 января,  как Международный день памяти жертв Холокоста, включен в календарь образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры на 2016-2017 учебный год (рекомендован Министерством образования и науки РФ 05.06.2016 № НТ943/08). Ирина Михайловна отметила два основных направления в работе института по проблематике Холокоста: научно-образовательное, включающее изучение и преподавание темы, и прикладное – сохранение памяти о трагедии Холокоста. На протяжении ряда лет представители Саратовской области участвуют в Международном конкурсе «Память о Холокосте – путь к толерантности». С 2013 года институт организует и проводит региональный этап данного конкурса. В рамках круглого стола состоялось торжественное награждение победителей IV регионального этапа Международного конкурса «Память о Холокосте – путь к толерантности».К круглому столу выпущен сборник «Холокост. Исследуем во имя будущего», в котором представлен опыт Саратовской области по формированию культурной памяти о событиях Второй мировой, Великой Отечественной войн, Холокосте, который является частью трагической истории нашей страны. В материалы сборника включены исследовательские и творческие работы школьников – победителей региональных конкурсов «Память о Холокосте – путь к толерантности» разных лет (2013-2016 гг.). Многие работы – результат поиска в архивах, работы с дневниками, переживших Холокост, серьезного изучения литературы, самостоятельных философских и литературоведческих размышлений.В оформлении сборника использована конкурсная работа «Дети Холокоста». Автор: Красненкова Полина, ученица «МБОУ СОШ № 30 г Энгельса», руководитель: Прокудина Лариса Николаевна.    Ирина Михайловна Ильковская отметила важность этой работы, поскольку предшествующий сборник «Формирование культурной памяти при изучении событий Второй мировой и Великой Отечественной войн: феномен Холокоста» оказался востребованным Саратовскими педагогами.    Модератор круглого стола, Ирина Леонтьевна Каменчук, отметила, что тема Холокоста включена в образовательные программы Российских школ по истории с 2004 года. За это время в нашей стране накоплен определенный опыт преподавания с учетом региональных особенностей. Для нас важен опыт различных регионов страны. В режиме видеоконференции в мероприятии приняли участие педагоги из Биробиджана, Санкт-Петербурга и Пскова. Состоялся обмен опытом исследований школьников и студентов, работе по мемориализации событий Холокоста.Интерес у Саратовских педагогов вызвал проект «Бабочки», о котором рассказала заместитель директора школы № 274 города Санкт-Петербурга Екатерина Владимировна Беликова. Представители Псковской области – Пасман Татьяна Борисовна, координатор образовательных программ Центра гражданского образования «Псковского областного института повышения квалификации работников образования» и учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей № 4» города Пскова – Мурашова Наталья Валерьевна рассказали об особенностях изучения истории Холокоста в зоне нацистской оккупации. Саратовские педагоги получили приглашение к участию в дистанционной конференции «Войной испепеленные года».Многомерность истории Холокоста прослеживается в тематике работ, представленных на конкурс «Память о Холокосте – путь к толерантности».     Работа Шулекиной Анастасии, ученицы 10 класса СОШ № 24 города Саратова, посвящена Психологии Холокоста.     Аспирант Саратовской юридической академии Гордеев Никита представил свое научное исследование «Отрицание Холокоста как компонент исторического ревизионизма в структуре экстремистской идеологии» и рассказал о презентации своей работы в Париже, в штаб квартире ЮНЕСКО в рамках проекта НПЦ «Холокост».    Исследовательские работы по теме Холокоста, подготовка учителей к преподаванию истории Холокоста, невозможны без серьезного погружения в тему, использования научной, документальной, художественной литературы. К мероприятию сотрудниками Областной универсальной научной библиотеки организована выездная выставка литературы «История и уроки Холокоста».     Наталья Николаевна Московцева, заведующая Центром межкультурных коммуникаций представила литературу в помощь учителю для организации исследований, проведения мероприятий по теме Холокоста.Опытом работы над темой Холокоста поделились учителя школ Энгельсского муниципального района Власова Ирина Михайловна (СОШ № 30 г. Энгельса), Войнова Галина Владимировна (СОШ № 15 г. Энгельса), Пилягина Варвара Мирленовна (СОШ п. Новопушкинское); Краснопартизанского района Дугина Татьяна Владимировна (СОШ п. Римско-Корсаковка).Кульминацией круглого стола стала театрально-музыкальная композиция, представленная учащимися МБОУ «СОШ № 30» города Энгельса под руководством Ларисы Николаевны Прокудиной. Девочки в полосатых костюмах с желтыми шестиконечными звездами на груди исполнили «Танго смерти» под музыку Рихарда Вагнера, погрузив участников круглого стола в эпоху преследования нацистами евреев. Подводя итоги мероприятия, участники отметили, что обращение к теме Холокоста актуально сегодня, когда мир содрогается от чудовищных террористических актов, региональных конфликтов, жертвами которых становятся женщины и дети. Учителя подчеркнули необходимость преподавания темы Холокоста, получения дополнительных знаний по истории Холокоста, овладения современными методиками, знакомства с опытом преподавания темы в различных регионах нашей страны и за рубежом. Ирина Каменчук, региональный представитель НПЦ «Холокост»