К юбилею НПЦ «Холокост»

К грядущему 30-летию Центра «Холокост»…

«…Тридцать лет назад нашего центра не было, зато был геноцид на память о Холокосте. О Холокосте мало кто знал в нашей стране. Впрочем, и сейчас есть еще люди, которые полагают, что Холокост, предположим, клей для обоев. И вот, 30 лет мы говорим, пишем, думаем, рассказываем, ездим, встречаемся, выпускаем книжки, выпускаем бюллетени, выпускаем справочники. 30 лет — «Память и предупреждение», таков девиз нашего Центра.

30 лет мы стараемся рассказать людям не просто о зверствах, не просто об ужасах Холокоста, но и о том, почему это было возможно. Как такое могло случиться, как цивилизованный народ, великая культурная нация, могла дойти до того, чтобы принять решение об окончательном решении еврейского вопроса, т.е. уничтожить народ, чтобы его не было, начиная от маленьких и кончая глубокими стариками?!

30 лет мы очень стараемся понять вместе с нашими слушателями и читателями, что такое зло, что такое банальность зла, как преодолеть это зло, что есть человек, что в нем сидит, как его можно преобразить в глину и сваять из него, бог знает что?!

Я обращаюсь ко всем, ко всем нашим читателям, слушателям, нашим друзьям, которые были вместе с нами и 30 лет, и 15, и 10, и год! Напишите, что вы о нас думаете, что вас связывает с нами, как вы представляете себе нашу с вами дальнейшую жизнь? Заранее — большое вам спасибо, будьте здоровы.» Ваша Алла Гербер.

«Осенью 1999 года на кафедре всеобщей истории Ярославского педуниверситета раздался телефонный звонок. Звонившим оказался Илья Александрович Альтман, который просил прислать для библиотеки НПЦ «Холокост» мое недавно вышедшее, совсем небольшое и, как ясно сейчас, не вполне зрелое учебное пособие «Вермахт и Холокост». Так что о центре «Холокост» я узнал из первоисточника – от Ильи Александровича.

Занимаясь историей германского нацизма, я буквально на каждом шагу сталкивался с антисемитской идеологией, пропагандой и политикой гитлеровской партии, ее лидеров, Третьего рейха. Так что мое сотрудничество с НПЦ «Холокост» было и является сейчас вполне закономерным и объяснимым.

Как изменила мою профессиональную жизнь совместная работа с НПЦ «Холокост»? Во-первых, появилась возможность знакомиться с книжными новинками, прежде всего изданиями источников, которые выпускает Центр. Среди них наиболее ценными для меня являются воспоминания выживших в Катастрофе и сборники «Сохрани мои письма».

Всегда с интересом прочитываю и новости о научной жизни и общественно-политических событиях, публикуемые в бюллетене Центра. Во-вторых, благодаря Центру «Холокост» не раз доводилось выступать на научных и научно-практических конференциях, видеть реакцию заинтересованной и знающей аудитории, слышать доброжелательную критику. Замечу, что особой требовательностью отличаются коллеги в секции «Холокост на территории СССР» конференции «Сэфер».

В-третьих, Центр всегда создавал прекрасные условия для передачи своих знаний молодым исследователям, а такое общение с молодежью, как на летних школах в Голицино, обогащает взаимно. 

Отдельного рассказа заслуживают научные стажировки в Яд Вашем (2008), Музее Ванзейской конференции (2012) и парижском центре «Шоа» (2014). Дело не только в том, что полученные там знания до сих пор помогают в преподавательской и научной деятельности, но и в том, что поездки позволили не только углубляться в историю Холокоста и увидеть, как сохраняется память о нем в разных странах. Бесценными были личные впечатления об Иерусалиме, Берлине, Париже – архитектуре, городском ритме жизни, самих горожанах. 

НПЦ «Холокост» для меня – это люди, неравнодушные, мудрые, работящие, скромные. Кроме Ильи Александровича Альтмана, который для меня во многих отношениях является образцом организатора, ученого, лектора, педагога, не могу не назвать тех замечательных людей, с кем довелось познакомиться и подружиться, благодаря Центру. В Москве это — Татьяна Маныкина, Леонид Терушкин, Светлана Тиханкина, Мария Гилева, Роман Жигун. В Архангельске – Алексей Фельдт, в Великом Новгороде (а теперь в Петербурге) – Борис Ковалев, в Вологде – Валентина Талашова, в Ростове-на-Дону – Сергей Шпагин, в Бресте – Евгений Розенблат.

В дни, когда Центр отмечает свое тридцатилетие, хотелось бы пожелать, чтобы история Холокоста, стремление сохранить память о нем и в дальнейшем объединяли неравнодушных людей, блестящих ученых и педагогов.»

Автор текста и фото: региональный представитель Центра «Холокост» Александр Ермаков (г.Ярославль).

См.также: Материал к юбилею НПЦ «Холокост» от Галины Чебановой, Брянская обл., г.Почеп.