Материалы Летней школы НПЦ «Холокост» учителям Невельского района Псковской области

28 августа 2016 года в г. Невеле на базе гимназии прошло заседание методического объединения учителей русского языка и литературы образовательных учреждений Невельского района. В нем приняли участие 34 педагога. На традиционной августовской встрече перед педагогами выступила выпускница Летней школы НПЦ «Холокост» Петрова Ольга Вениаминовна, учитель русского языка и литературы гимназии, методист управления образования Невельского района. Тема ее выступления «Методика преподавания темы «Холокост» в общеобразовательной школе».Ольга Вениаминовна рассказала о проекте «Нет у памяти срока давности», в рамках которого проводятся  совместные мероприятия по истории Холокоста учащимися МОУ «Гимназия г. Невеля» и МБОУ СОШ № 5 им. В. Смирнова. С методическими рекомендациями и разработками мероприятий можно ознакомиться в гимназии. Пузыня Екатерина, ученица гимназии представила педагогам свою исследовательскую работу «В Список Шиндлеров. Исследование влияния Холокоста на историю моей семьи» (научный руководитель О.В. Петрова, научный консультант Т.Б. Пасман), с которой вошла в число призеров Международного конкурса «Память о Холокосте – путь к толерантности» (НПЦ «Холокост», Москва) 2015 года и выступила на Международной конференции школьников в Москве в январе 2016 г. в одном из залов заседаний Государственной думы РФ. Учитель МБОУ СОШ № 5 Аршинова В.Н. рассказала о школьной исследовательской работе «Еврейская община: от прошлого к настоящему».Учителям было предложено ознакомиться с требованиями к исследовательским работам. Далее Петрова О.В. представила вниманию коллег обзор научной, научно-популярной и учебной литературы по теме Холокоста, полученной в подарок от Центра «Холокост» летом. Учителя познакомились с учебным пособием для общеобразовательной школы «История Холокоста на территории СССР» (авторы И.А. Альтман, А.Е. Гербер, Д.И. Полторак)  и ответили на  вопрос «О чем вы думали, когда читали эту книгу?». Вот что сказали педагоги:•    Я не задумывалась о том, что школьники не знают о Холокосте, что данная тема ОБЯЗАТЕЛЬНА для изучения в курсе предметов социально – гуманитарного цикла.•    Я думала, что тема Холокост – это работа историков, а сегодня поняла, что не может быть литературы без упоминания о Холокосте. Дети должны о нем знать.•    Я заместитель директора по воспитательной работе заявляю, что обязательно проконтролирую проведение уроков по обществознанию и истории в рамках предметных недель. Совместно с учителями разработаем план мероприятий для Недели толерантности в школе и к 6 сентября (75 лет со дня трагедии на Голубой Даче).•    Я поняла, что я ОБЯЗАНА рассказать детям всех классов о Холокосте. Ведь вдруг учитель истории отведет этой теме недостаточно времени. А мы напишем сочинение – рассуждение по этой теме и тогда, я надеюсь, каждый пропустит эту боль через себя.Далее учителям было предложено более детально изучить сочинение Эрны Листинг (с. 15 учебного пособия) и написать свои размышления после прочтения.Следующую часть своего выступления, отдавая дань Году кино, Петрова О.В. посвятила методике работы с визуальными источниками. Она познакомила коллег с документальным фильмом израильского режиссера Б. Мафцира «Холокост. Восточный фронт» и игровым фильмом польского режиссера Я. Мангерштерна «Ambulans». После просмотра педагоги сформулировали вопросы, которые необходимо обсудить со школьниками в процессе и по окончании их демонстрации на уроках и во внеурочной деятельности.   В заключение вниманию слушателей была представлена презентация «Путь к жизни Алексея Хомичева (Лейзера Иткина). Исследование судеб Холокоста на Невельщине». Ольга Вениаминовна после просмотра передачи «Жди меня» (6 мая 2016 года), где  Алексей Николаевич рассказал подробности о гибели невельского гетто и своем спасении, связалась с ним. Проживающий сегодня в Киеве герой эфира – невельчанин А.Н. Хомичев —  любезно предоставил фотографии из семейного архива и факты своей нелегкой биографии. Эту презентацию и материалы семьи педагоги гимназии использовали для проведения мемориальных мероприятий в 5 – 11  классах, посвященных  75 – летию со дня трагедии на Голубой даче (место массового расстрела невельских евреев в сентябре 1941 года).Ольга Вениаминовна завершила методическое заседание рефлексией, в процессе которой учителя визуально (с помощью доски и стикеров) представили друг другу и ведущей свои размышления по следующим вопросам: что запомнилось, что не понравилось, что буду использовать в работе с учениками.Т.Б. Пасман, О.В. Петрова