«Может быть, встретимся…» Бабий Яр в лицах

Шмуль-Бер и Малка Бомштейн

«Однажды я открыла толстую тетрадь в клеточку и сделала первую запись… Ручка дрожала, когда я писала, плечи вздрагивали, я плакала. Слезы лились на бумагу, и мне не хотелось их вытирать. Было мне шестнадцать, и читала я «Бурю» Ильи Эренбурга.» — так начинает свой материал на сайте 9 русскоязычного канала Израиля журналистка и прозаик Лина Городецкая.

«Дневника того давно нет, я уничтожила все дневники перед отъездом в Израиль. Но первую запись в той толстой синей тетрадке помню до сих пор. Я оплакивала судьбу бабушки и внучки. Я еще не читала тогда «Бабий Яр» Кузнецова, и в Киеве вспоминали об этой трагедии лишь по острой необходимости. Совсем недавно был поставлен помпезный памятник…

А я читала Эренбурга, и строки сливались в одну – одну волну боли и протеста, которые я не могла никак выразить, но и не могла с ними дальше жить… И я писала. О своем ощущении страшной безысходности, о моем видении движущейся толпы киевских евреев, детей, стариков в инвалидных колясках, женщин с чемоданами и баулами… В этой толпе шли герои «Бури»: старая Ханна и ее маленькая внучка Аля. В этой толпе должна была идти моя мама со своими родителями. И я просто физически ощущала это.

А теперь я ощущаю, как в этой толпе шли Залман и Сима Бомштейн, и их дочери Верочка и Любочка, и как Вера несла на руках свою годовалую доченьку Нелю, а может быть, ей было чуть больше годика. За месяц до этого у нее появился первый зуб, и она сказала первые слова. Но это уже не книга. Это реальность. И с нею невероятно страшно. Так возвращаются к нам лица Бабьего Яра, ровно восемьдесят лет назад ставшего общей могилой киевских евреев.

Но пока перенесемся в Сумскую область, где на живописном берегу притока Днепра, реки Сула, расположился городок Ромны. Там в конце далекого девятнадцатого века проживала семья Бомштейн. Трудно теперь сказать, когда в Ромнах поселилась эта семья, ибо если изучить источник появления фамилии Бомштейн, то род этот идет из Богемии. Так как окончание «штейн» обозначает «камень», то существует предположение, что первый носитель фамилии Бомштейн занимался поставками богемского граната или изделий из него.

Так или иначе, есть записи о проживании в Ромнах Шмуля-Бера Бомштейна и его жены Малки. Рождение первого ребенка тоже зарегистрировано там. Шел 1887 год, и назвали сыночка Залманом…»

Далее…

Вера, Петя и Сеня Бомштейн в детстве