Моя встреча с принцем Чарльзом 

Принц Чарльз.

Новым королем Великобритании стал принц Чарльз, который будет носить имя Карла III. О необычной встрече с ним я рассказал своим магистрантам, которые посоветовали опубликовать эти воспоминания.  

27 января 2001 г. я присутствовал на первой официальной церемонии празднования Дня памяти жертв Холокоста в Великобритании. Наши коллеги из Музея «Бейт Шалом», который возглавлял нынешний руководитель Фонда исторических видеосвидетельств «Шоа» (более известного, как Фонд Спилберга) Стивен Смитс, пригласили на нее Героя Советского Союза, генерала В.Я.Петренко.
Генерал В.Я.Петренко.

Василий Яковлевич командовал одной из дивизий, освобождавших Аушвиц и стал одним из главных героев церемонии, проходившей в Вестминстерском дворце. В зале, вмещавшем более 2 000 человек, собрались политики, общественные и религиозные деятели, бывшие узники нацистских концлагерей. Перед самым началом церемонии в зал вошли принц Чарльз и Тони Блэр, тогдашний премьер-министр старны. В прямом эфире, в течение 2,5 часов, это мероприятие транслировало ВВС. А после его окончания генерала и меня пригласили в небольшую комнату, где собрались также 10 британских солдат и офицеров, освобождавших нацистские концлагеря. Вскоре появился принц Чарльз, который подходил к каждому ветерану, представлялся и жал ему руку. Подойдя к Васидия Яковлевичу, китель которого была увешен многочисленными орденами и медалями, принц Чарльз задержался  и неожиданно стал задавать вопросы об этих наградах. Переводчика рядом не оказалось, и мне впервые пришлось выступить в этой роли. Незадолго до этой поездки мы завершили работу над рукописью воспоминаний  генерала «До и после Освенцима». В процессе работы над ней, я постоянно убеждал Василия Яковлевича, что каждая деталь важна. И эта любознательность историка мне чуть не вышла боком.  Двухметровый 89-летний генерал , обычно с трудом стоявший на ногах, бодро начал рассказывать принцу о форсировании Днепра и других событиях войны.

Стоять ему было трудно, а принц все продолжал задавать вопросы… Наконец генерал ответил на вопрос короткой фразой и я решил, что уставшего Василия Яковлевича нужно спасать. Да и меня военной терминологии в Историко-архивном институте не учили… Грубо нарушая этикет и профессиональные обязанности переводчика, я выпалил: «Ваше высочество, генерал сказал, что у него есть награды всех стран антигитлеровской коалиции, кроме Британии». И это подействовало! Слегка улыбнувшись, принц Чарльз нас покинул. Помню, что после церемонии я пожелал Василию Яковлевичу «до 120», чтобы дождаться, пока принц станет королем и устранит досадное недоразумение с британской наградой. Увы, через два года Василий Яковлевич ушел из жизни. Кстати, на доме у Парка Победы, где генерал прожил 50 лет, до сих пор нет мемориальной доски…
Илья Альтман