Написавший «энциклопедию» отрицания Холокоста скончался в возрасте 78 лет

Когда Михаэль Шафир подростком переехал в Израиль из своей родной Румынии в 1960-х годах, это было не потому, что он горел сионистским рвением.

Скорее всего, это была первая страна, которая согласилась принять его. «Я бы уехал туда, где не было коммунизма, потому что я больше не мог жить с ощущением, что вы говорите одно вне дома, а другое дома», – сказал однажды Шафир в интервью румынским СМИ. Более четырех десятилетий спустя Шафир вернется в страну, где он родился, в качестве профессора международных отношений. Работая в университете Бабеш-Боляй на северо-западе Румынии, Шафир много писал о том, как посткоммунистические правые националисты искажали прошлое и тривиализировали или отрицали Холокост в Восточной Европе.

Шафир, скончавшийся 9 ноября в возрасте 78 лет, был известен своим прямым и часто юмористическим изложением трудных истин. «Он был одним из первых, кто увидел раннее появление национализма в политике румынского коммунистического режима», – заявил JTA его друг и коллега израильский историк румынского еврейства Ливиу Ротман. Ротман заявил, что книга Шафира 2004 года «Между отрицанием и тривиализацией. Отрицание Холокоста в посткоммунистических странах Центральной и Восточной Европы» представляла собой «настоящую энциклопедию» отрицания Холокоста, поскольку в ней описывались три формы, которые Шафир наблюдал в посткоммунистических государствах – прямое, отклоняющее (которое «сводит к минимуму участие собственной нации») и избирательное (сочетание двух остальных). Шафир также изучал то, что он назвал «сравнительной тривиализацией» Холокоста, или отрицанием его уникальности, когда его приравнивают к преступлениям коммунистов.

«Я часто шутил с Михаэлем и сказал ему, что он создал таблицу Менделеева для отрицателей Холокоста», – написал Ротман на своей странице в «Фейсбуке» (управляющая социальной сетью компания «Meta» признана в РФ экстремистской организацией) после смерти своего друга, имея в виду официальное название периодической таблицы, которая упорядочивает элементы в соответствии с их характеристиками. Известного в Румынии своим непочтительным чувством юмора и постоянным курением, Шафира, одетого в тренч, а иногда и в шляпу, часто можно было увидеть в преддверии конференций и мероприятий, которые он посещал. «Он был человеком с исключительным чувством юмора, который всегда посылал своим друзьям шутки, который всегда находил, над чем посмеяться», – рассказала JTA специалист по еврейским исследованиям Фелиция Вальдман. «Ему нравилось делиться всем, что он обнаружил, всем, что он думал», – добавила Вальдман, которая также вспомнила «недипломатичную» горячность Шафира. «Иногда это создавало для него проблемы».

Шафир развивал свои идеи в книгах, научных статьях и на конференциях, а также в румынской прессе, где он проявил себя как грозный полемист. Будучи членом Международной комиссии по Холокосту в Румынии, он работал над тем, чтобы люди в его стране понимали правду о Холокосте и сотрудничестве румынских властей с нацистским режимом. Эту историю скрывали в коммунистическую эпоху и оспаривали после нее. Комиссия была учреждена президентом Румынии Ионом Илиеску в 2003 году и ее возглавлял уроженец Румынии, переживший Холокост, Эли Визель. Шафир и его коллеги- члены комиссии пришли к выводу, что во время Второй мировой войны на территориях, находившихся под контролем Румынии, было убито от 280000 до 380000 евреев. В 2004 году их доклад был официально принят румынским государством, которое впервые признало свое участие в уничтожении европейских евреев. «У сегодняшнего отрицания больше не может быть оправдания. Я не читал, у меня нет доступа к информации», – заявил Шафир в подкасте Института Визеля в 2021 году, в котором он предупреждает о коварной и запутанной природе большинства современных отрицаний Холокоста.

См.далее…