Немецкий национал-социализм… в Иерусалиме

Иерусалимский район Мошава Германит (Немецкая колония)был основан немецкой религиозной сектой темплеров (не путать с тамплиерами), первые из членов которой оказались в Палестине в 1868 году. В 1930 году в Немецкой колонии открыто действовал иерусалимский филиал национал-социалистической партии Германии. Немецкий журналист Ральф Балке выяснил, что в 1939 году из 2100 немцев, проживающих на территории Палестины, 350 являлись убеждёнными национал-социалистами, сообщает «Еврейский журнал»(по материалам израильской газеты «Гаарец»).   Иерусалимский район Мошава Германит (Немецкая колония) с первого взгляда очаровывает крытыми красной черепицей домами, вековыми соснами и живописными аллеями. Район, как следует из его названия, был основан немецкой религиозной сектой темплеров (не стоит путать с тамплиерами), первые из членов которой оказались в Палестине в 1868 году. В 1930 году в Немецкой колонии открыто действовал иерусалимский филиал национал-социалистической партии Германии. Немецкий журналист Ральф Балке выяснил, что в 1939 году из 2100 немцев, проживающих на территории Палестины, 350 являлись убеждёнными национал-социалистами. В 1869 Османская Турция позволила прусским немцам приобрести земли в Иерусалиме. Маттхаус Франк стал одним из первых темплеров, купивших земельный участок в иерусалимском предместье Емек Рефаим. Дом, построенный Франком, положил начало району Мошава Германит. В том же году совет темплеров принял решение о создании в Иерусалиме духовного центра. В 1910 году немецкая колония насчитывала уже около 400 членов. По большей части они занимались торговлей и ремёслами. Колонисты имели три гостиницы, банк, мельницу и пекарню. В общине имелись свой врач, фармацевт, две акушерки и художник. Позже инженеры и архитекторы из Немецкой колонии сыграли значительную роль в развитии Западного Иерусалима. Об этом в своей книге, повествующей об истории Немецкой колонии, пишет архитекор и исследователь Дэвид Кроянкер. Нацистскому периоду в истории Мошава Германит посвящена целая глава книги Кроянкера. Она называется «Под сенью свастики: 1933-1939». При её написании наряду с опубликованными материалами автор использовал новые, ранее не ивестные источники, такие, как рукописи членов общины темплеров, мемуары, напечатанные в Австрии и Германии и редкие, впервые публикуемые фотоснимки. В книге Кроянкера описан быт и обычаи этих немцев, чьё появление в Палестине было сродни высадки человека на Луну — люди с традиционным европейским жизненным укладом поселились на скалистых угодьях, купленных у жителей арабской деревушки Бейт-Сафаф. «Посмотрите на их семейные фотографии, и вы увидите, что они напоминают снимки в глянцевых журналах конца позапрошлого века» — пишет Кроянкер. «Эти люди сфотографированы в Иерусалиме в самых красивых своих нарядах, как бы пропагандируя европейский образ жизни в пустыне, где общепринятой является практика бакшиша, взятки. Так называемая «бакшиш-культура» нередко становилась причиной негативного отношения темплеров к арабам, это отражено в мемуарах челнов общины. Кроянкер пишет в своей книге, что евреи и темплеры отлично ладили до прихода к власти в Германии Адольфа Гитлера. Так, немцы, пользуясь патронажем евреев, открывали собственные магазины и лечились у еврейских врачей. Предпринимателей из двух общин связывали хорошие партнёрские отношения, еврейские торговцы экспортировали немецкие товары, в кинотеатрах шли немецкие фильмы. Далеко не все темплеры поддержали нацистский режим после прихода в Германии к власти национал-социалистов. Некоторые немцы, в основном представители старшего поколения, указывали на резкое несоответствие нацисткой идеологии и религиозной доктрины темплеров. Кроянкер цитирует статью из журнала Warte, издаваемого немецкой общиной, где нацизм критикуется за то, что основан на индо-европейских верованиях и фактически является идолопоклонством. Основателем национал-социалистической ячейки в Палестине в 1933 году стал хайфский архитекор Карл Руфф. Позже отделения нацистской партии были созданы в Хайфе, Яффо, Иерусалиме и ряде других мест компактного проживания темплеров. Самым крупным было иерусалимское отделение, в апреле 1934 года насчитывавшее 67 официально зарегистрированных членов. Его руководителем стал учитель темплерской школы в Мошава Германит Людвиг Буххальтер. Он координировал свои действия с немецким консульством в Иерусалиме и получал инструкции из Берлина. Вторым по величине был филиал в Хайфе — в него входили 48 членов национал-социалистической партии. В апреле 1934 года Буххальтер устроил в иерусалимской штаб-квартире национал-социалистической партии торжественный приём по случаю дня рождения Адольфа Гитлера. Мероприятие началось с выступления хора мальчиков детского приюта Шнеллера. Затем Буххальтер призвал собравшихся почтить 45-летие фбрера троекратным «зиг-хайлем». После этого Буххальтер в слух зачитал главы из книги «Гитлер. Путь к власти» и отметил скромность, как одну из выдающихся черт характера фюрера. 1 мая 1934 года в немецком консульстве был устроен праздничный приём, в ходе которого было принято решение о том, что все члены партии при встрече обязаны говорить друг-другу «Хайль Гитлер». Буххальтер был вызван на партийный съезд в спортклуб Катамон для встречи с председателем правления штутгартского отделения национал-социалистической партии. Позже это место использовалось для чтения лекций профессиональными нацистскими пропагандистами, обещавшим слушателям победу над врагом и заверявшим их, что для того нужно лишь терпение. До 1934 года в Мошава Германит дейстовавл филиал всемирной организации Скаутов. Для детей — раздельно для мальчиков и девочек — организовывались походы, палаточные лагеря. Дети обучались оказанию первой помощи, вязанию узлов, азбуке Морзе, британским песням. В 1934 году клуб скаутов был преобразован в филиал молодёжного нацистского движения Гитлер Югенд Кроянкер цитирует Авива Ханаану, офицера палестинской полиции времён Британского мандата, описавшего «типичную национал-социалистическую улицу второй половины 30-годов XX века»: «Через открытые окна дома можно видеть массивную старинную мебель и стены, оклеенные портретами лидеров III Рейха. На стенах балкона и под крышей вывешены флаги со свастикой.» Архитекор Герман Имбергер каждое воскресение прогуливался по одной из центральных улиц Мошава Германит, надев на руку красную повязку со свастикой, тем самым вызывая восхищение у попадавшихся ему навстречу арабов. В своих воспоминаниях Ханаана пишет: «Жители Мошава Германит, практически все являвшиеся темплерами, с любопытством разглядывали нового полицейского, присланного для обеспечения их безопасности. Очевидно, они не знали, что он был евреем. Я почувствовал себя неуютно от пренебрежения и скептицизма, исходившего от этих людей. Спустя несколько дней я заметил, что проходя мимо меня, они нарочито громко приветствовали друг-друга нацистским приветствием» Авив Ханаана пишет в своих мемуарах, что был испуган, увидев, как члены гитлерюгенда практикуются в рукопашной борьбе в скалистых окрестностях Катамона. Британцы не обращали на это никакого внимания, принимая молодых нацистов за немецкий вариант скаутов. Ханаана пишет, что наблюдал в какой экстаз впадали эти «скауты» при истеричном визге немецкого радио, сообщавшем о вторжении в Мемель, Судеты и Чехию В ходе арабского восстания против англичан, начавшегося в апреле 1936 года с всеобщей стачки, длившейся полгода, некоторые арабские лидеры увидели в темплерах союзников, надеясь, что они помогут нацистской Герамании освободить Палестину от британского присутствия. Немецкий журналист Ральф Балке, чья книга о национал-социалистах в Палестине была издана в 2001 году, цитирует воспоминания Буххальтера: тот вспоминает, что мог без проблем путешествовать по арабским населённым пунктам в своей машине, украшенной нацистским флагом. Лишь однажды он забыл снять флаг, выехав из зоны арабского контроля и оказавшись на контролируемой евреями территории. Естественно, он тут же был обстрелян из «еврейского оружия». Немецкие дети были благожелательно настроены по отношению к арабам, в летние каникулы швыряя камни лишь в еврейские автобусы. В школе, возглавляемой Вильгельмом Еппингером, большинство учеников отказались от вступления в национал-социалистические общества. В октябре 1937 года эта школа объединилась с городской школой Немецкой евангелической общины, Еппингер был уволен, а его место занял сочувствующий нацистам Филипп Ворст. На открытии новой совмещённой школы Ворст призвал учеников и их родителей общаться и сотрудничать друг с другом «в соответствии с благородным духом Адольфа Гитлера». Всего в школе обучались 89 человек: 51 немец, 27 арабов, а также англичане, австрийцы и американцы. В учебную программу были внесены существенные изменения — значительная часть учебного времени была посвящена политизированным пропагандистским произведениям немецких авторов. Министерство пропаганды Германии поощряло обучение в немецкой школе арабских учеников — это делалось в целях создания в будущем про-германски настроенного руководства независимой Палестины. Палестинские арабы составляли около четверти всех учащихся этой школы. Стоит отметить, что они имели возможность изучать в школе и арабский язык. Буххальтер, глава местной национал-социалистической ячейки, неоднократно угрожал темплерам, не желавшим подчиниться идеологии III рейха из-за антисемитской риторики. Тем временем в Германии перешли от слов к делу — начались преследования евреев и палестинское еврейство объявило немецким предприятиям бойкот. Он напрямую коснулся владельца кинотеатра «Восточное кино», архитектора Готлиба Борля. В конце 1934 года ряд евреев-владельцев кинотеатров обратились к кинодистрибьютерам с требованием запретить показ немецких фильмов в Палестине, обвинив Борля в том, что он якобы являлся агентом Гитлера. Борль нанял еврейского адвоката Мордехая Буксбаума, который потребовал опровержения претензий к Борлю. «Навет на предпринимателя был сделан исключительно с целью убрать с кинорынка нового конкурента. Борль не имеет никакого отношения к Гитлеру и нацистскому режиму. Обвинения принесли моему клиенту немалые финансовые убытки и серьёзный моральный ущерб»— говорилось в письме Буксбаума. Последовал немедленный ответ в котором говорилось следующее:»Настоящим мы информируем, что не думали причинить оскорбление г-ну Борлю. Мы узнали о его сущестовании только в связи с его планами открытия в Иерусалиме нового кинотеатра. По нашему мнению, выражение «агент Гитлера» не является оскорбительным, но если оно все же является таковым для г-на Борля, мы приносим ему извинения.» Год спустя Борль сдал кинотеатр в аренду еврейскому бизнесмену Эйтану Белкинду. Заведение продолжило работу под новым названием «Эфрат». После этого у Борля начинаются проблемы со своими соотечественниками-нацистами: в январе 1936 года Борль получает угрожающее письмо за подписью Людвига Буххальтера. Оно гласит: «Руководство местной ячейки национал-социалистической партии было неприятно удивлено известием о том, что ваш кинотеатр сдан в аренду евреям. В связи с этим мы обращаем ваше внимание, что операции с недвижимостью в Немецкой колонии могут осуществляться только с письменного разрешения министерства иностранных дел Германии и только арийцами, обладающими немецким гражданством.» Буххальтер подчёркивает, что с письма им были сделаны две копии, одна из которых направлена в Германский МИД, другая — руководству национал-социалистической партии Германии. «В связи с этим, — пишет Буххальтер, —рекомендую вам тщательно взвесить ваши дальнейшие действия в свете перспектив для вашей семьи и вас лично. С надеждой на то, что вы, как представитель нации, чтите интересы народа выше, чем свои собственные. Подпись: Хайль Гитлер! Людвиг Буххальтер, директор отделения.» В постскриптуме Буххальтер выражает надежду на то, что письмо «не попадёт в еврейские руки». Это письмо, а также другая корреспонденция были найдены на чердаке усадьбы, принадлежащей Арье Джини, архитектору иерусалимского муниципалитета, исполнявшему свои обязанности до 1990 года. Отец Джини погиб в Освенциме, и его воспитанием занимался дед, сначала работавший инженером в Яффо, а затем в Иерусалиме. В архиве Джини собраны документы, карты, письма и фотографии, связанные с историей Иерусалима и темплеров, часть из них была использована Кроянкером в его книге. Готлиб Борль является одним из тех темплеров, которые отказались сотрудничать с нацистскими властями. В письме на имя своего адоката, Мордехая Буксбаума, написанном в Автралии в 1950 году Борль сообщает, что конфискации подверглась практически вся его собственность, в том числе, кинотеатр. В письме он советуется с Буксбаумом, каким образом можно вернуть свою собственность обратно. Борль неоднократно заявлял, что никогда не принадлежал к нацистской партии, более того, выступал против неё и рассматривался нацистами, как предатель, так как отказался вывесить нацистский флаг перед своим кинотеатром Из письма следует, что Борль отказался от демонстрации в своём кинотеатре нацистских пропагандистских фильмов. Дочь Борля вышла за муж за человека, выступавшего против нацистской идеологии, на свадьбу были приглашены их еврейские друзья. После этого Борль получает из Союза темплеров официальное уведомление о том, что его присутствие на воскресных богослужениях общины более не уместно. Начиная с 1935 года, филиалам нацистской партии в Палестине было запрещено нанимать еврейских рабочих. Кроме того, немцам было настоятельно рекомендовано расторгать деловое партнёрство с еврейскими бизнесменами. Эта ситуация напрямую коснулась Элиэзера Липмана, жителя Старого города, состоявшего в партнёрстве с Маттхаусом Франком и его сыном Эдвином. Под контролём бизнесменов находились пекарня и мельница на дороге в Бейт-Лехем. Уроженец Цфата, Липман начинал наёмным рабочим и постепенно стал партнёром и другом Франка. В 1914 году Франк помог Липману с получением Австрийского гражданства, что помогло ему избежать призыва в турецкую армию. В 1920 году семья Липмана перебралась в Мошава Германит, где он арендовал здание пекарни. Главны пекарь был арабом, позже, во время погрома 1929 года он предупредил семью Липмана об опасности, благодаря чему они остались живы. В 1935 году из Германии вернулся сын Маттхауса Франка Эдвин с невестой, придерживавшейся нацистской идеологии. Элиэзер Липман был приглашён на праздничный ужин, где ему вежливо, но доходчиво объяснили, что партнёрство должно быть распущено из-за запрета на поддержание деловых связей с евреями. Незадолго до окончания Второй мировой войны члены семьи Франк были арестованы британскими властями, как нацистские пособники и депортированы в Австралию. Присматривать за их имущестовм и активами остался Элиэзер Липман. Такое условие стало первым из двух пунктов тайного соглашения Липмана и Франка. Согласно второму, Франк должен был сделать всё возможное, что бы спасти семью Липмана в том случае, если африканский корпус Роммеля вторгнется в Палестину. Людвиг Буххальтер известил нацистское руководство о возможности продажи евреям двух принадлежащих немецкой общине зданий — приюта Шнеллера и больницы Бикур Холим. Бикур Холим — внушительный комплекс зданий бывшей Германской больницы, построенный в начале XIX века. «Я бы не возражал против продажи этой больницы, поскольку никакого вреда Германии это не принесёт», — писал Буххальтер в январе 1936 года в Берлин. «Напротив, я считаю целесообразным продать это здание, так как оно находится в еврейском районе. То же относится и к зданию Сирийского приюта, также находящегося в еврейском окружении.», — пишет Буххальтер.» По сведениям Кроянкера, возможность приобретения этой недвижимости серьёзно рассматривали сионистские организации. Бывший активист сионистского движения архитектор Вильгельм Хекер писала будущему президенту Израиля Ицахку Бен Цви: «Только что получил письмо от председателя правления вышеупомянутой больницы. она сейчас в Германии, но скоро должна возвратиться в Палестину и готова вести переговоры по этому вопросу. По её словам, можно будет недорого купить ещё несколько немецких больниц» В том же году главврач Германской больницы Эберхард Гмелин, принимавший активное участие в деятельности местной нацистской ячейки, начал увольнение из больницы врачей-евреев. В конце концов сионисты отказались от покупки этих зданий. Больница осталась в немецкой собственности вплоть до начала Второй мировой войны, затем была признана вражеской собственностью и конифскована. С момента образования в 1948 году государства Израиль она функционирует в качестве государственной больницы по сей день. В комплексе Шнеллера по окончании Второй мировой войны была размещена военная база. В настоящее время комплекс, расположенный по соседству с районами Геула и Меа Шеарим является одним из самых дорогих объектов городской недвижимости. Кроме зданий, в него входят около 150 дунамов земли, на которых планируется строительство жилья для ортодоксальных евреев. Кроме того, район имеет архитектурную и историческую ценность. Облик этого комплекса остаётся неизменным на протяжении нескольких десятилетий из-за непрекращающегося спора между армией и Израильской земельной администрации — ни один из предложенных планов реконструкции и застройки не был принят к исполнению. В 1860 году немецкий миссионер-протестант Людвиг Шнеллер основал «Сирийский приют», ставший впоследствии пользующимся хорошей репутацией учебно-благовторительным заведением. Большинство воспитанников приюта составляли арабы-христиане. В 1930 году приют Шнеллера также становится центром деятельности нацистов — там начал дейстовать фонд содействия немецкому национал-социализму, возглавляемый внуком организатора приюта Эрнстом Шнеллером. В приюте Шнеллера работала типография, члены партии имели на размещение заказов 10-процентную скидку. Британские спецслужбы следили за деятельностью Шнеллера. Благодаря этому стало известно, что учреждение Шнеллера пыталось переправить из Германии партию оружия и боеприпасов, чтобы вооружить арабов. В 1938 году была опубликована брошюра за авторством Людвига Шнеллера, в которую вошли ряд его статей антисемитской направленности. «Сионистский совет намеренно выбрал район Сирийского приюта. Наша организация находится словно одинокий остров в бурном еврейском море. Все окрестности, представляющие собой арабские деревни скоро будут объявлены еврейскими пригородами. После этого они, несомненно, найдут необходимые правовые поводы, чтобы изгнать отсюда и нас. Они найдут законные основания, чтобы отнять результат наших 70-летних трудов, превративших пустыню в цветущие сады. Кроме того, окружающие нас еврейские выходцы из Восточной Европы нечистоплотны и имеют низкий моральный уровень. Поэтому уже в течение нескольких лет мы планируем перебраться подальше от евреев. Мы нашли место — оно расположено на горном плато неподалёку от монастыря Мар Элиас. Пред тем, как цены на землю подскочили вверх, нам удалось купить значительную часть необходимой площади по относительно недорогой цене. Главное преимущество этих земель в том, что по закону, они никогда не смогут быть проданы евреям, так как граничат с собственностью церкви», — пишет он в одной из своих статей. Планам Шнеллера однако осуществиться не удалось. Людвиг Буххальтер прожил долгую жизнь и умер лишь два года назад в возрасте 100 лет. В рамках репарационных соглашений он получил от государства Израиль компенсацию в размере $60 000 за  конфискованный дом в Мошава Германит.