НПЦ «Холокост»: российско-шведский семинар

  1-2 ноября 2009 г. в Москве прошёл российско – шведский семинар по преподаванию темы Холокоста, собравший преподавателей вузов, институтов переподготовки педагогических кадров, учителей школ со всей России, долгое время связанных с преподаванием  темы. Семинар стал юбилейным. Именно 10 лет назад началось российско-шведское сотрудничество в области преподавания темы Холокоста в годы Второй мировой войны.  Преподаватели, присутствовавшие на семинаре, получили возможность представить, осмыслить и обобщить свою работу, приобщиться к удачному опыту коллег. И, конечно, рассказали об использовании в преподавании книги «Передайте об этом детям вашим…». Она написана так, что не только представляет в доступной форме информацию, но и побуждает задуматься об истоках и последствиях человеческих поступков. Разговор продолжился во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы. Здесь речь шла о формировании толерантного сознания, что предполагает определённую роль школы и учителя.  Своими впечатлениями о семинаре делится Галина Сошнева, учитель истории МОУ СОШ №2 г. Няндома, Архангельской области: «Катастрофа, постигшая евреев Европы во время войны, просто не поддаётся порой рациональному объяснению, ибо нельзя объяснить необходимость уничтожения целого народа. Говорить об этом эмоционально трудно, но и не затрагивать эти события в контексте преподавания истории Второй мировой, Великой  Отечественной войны, просто нельзя. Иначе получается полуправда. Для меня семинар — это  очередная встреча с единомышленниками, с людьми, чувствующими свою ответственность за результат воспитания подрастающего поколения. Мне хочется отметить очень ёмкое по своему содержанию выступление А. Асмолова. В нём толерантность связывалась не только с традиционным принятием другого, но и с проявлением сострадания к другому, что сближает это понятие с гуманизмом; с признанием ценности многообразия человеческой культуры. Если принять это за аксиому, не трудно понять преступность нацистской политики в отношении отдельных народов в годы войны. «История учит тому, что ничему не учит» — любим мы говорить. Может, мы просто не хотим учиться?..» .