Опера «Брундибар» — одна из малоизвестных страниц военной истории

Восьмого ноября 2019 года в память о событиях «Хрустальной ночи» Мариинский театр (Санкт-Петербург) показывает легендарную антивоенную оперу «Брундибар». Ниже — пресс-релиз театра.

«Брундибар» — опера, написанная в 1938 году чешским композитором Гансом Красой на либретто Адольфа Хоффмайстера. Произведение приобрело мировую известность после того, как в 1943 году было поставлено малолетними узниками концлагеря Терезиенштадт. Опера, содержавшая призыв к миру и победе добра над злом, выдержала 55 представлений на территории концлагеря и служила призрачной надеждой на освобождение.

Появление оперы «Брундибар» — одна из малоизвестных страниц военной истории и феноменальное явление культуры. Написанная незадолго до Второй мировой войны партитура оперы была пронесена в концентрационный лагерь Терезиенштадт, в котором нацисты позволяли занятия музыкой, театром и другими видами искусства, чтобы показывать лагерь международным комиссиям и создавать для мировой общественности иллюзию благополучной жизни узников.

После премьеры «Брундибара» в Терезиенштадте (23.09.1943) показ оперы стал еженедельным, превратившись в регулярно повторяемый акт скрытого коллективного сопротивления узников концлагеря — для исполнителей образ злого шарманщика Брундибара был воплощением нацистского режима и даже был наделен внешними признаками Гитлера, а оперная победа над тираном переживалась узниками как надежда на скорое окончание войны.

 Специально для съемок нацистского фильма «Фюрер дарит евреям город» и посещения лагеря представителями Красного Креста была подготовлена новая сценическая редакция «Брундибара» — представление детской оперы служило «доказательством» гуманного обращения с заключенными. После отъезда делегации и финальных съемок фильма началась массовая транспортировка узников в Освенцим и другие лагеря в восточном направлении, где их жизнь трагически оборвалась. Из 140 тысяч человек, прошедших через Терезиенштадт с ноября 1941 г. май 1945 г., выжили менее 20 тысяч. Последние узники концлагеря Терезиенштадт были освобождены советскими войсками 8 мая 1945 года.

Впоследствии опера «Брундибар» стала одной из страниц Второй Мировой войны и символом сопротивления нацизму по всему миру. Современные постановки охватывают Европу, Северную Америку, Австралию и всегда посвящаются памяти детей, погибших в концлагерях. В последние годы премьеры на национальных языках состоялись в TeatroRegio (Турин, Италия), SouthbankCenter(Лондон, Великобритания), OperGraz(Грац, Австрия), TeatroReal (Мадрид, Испания), OperadeLyon (Лион, Франция), TheatreduCapitoledeToulouse(Тулуза, Франция), во многих театрах США и Германии. 23 сентября 2018 г. Мариинский театр отметил 75-летний юбилей исторической постановки «Брундибара» (1943).

 Глубоко символично, что именно в 2015 году известная антивоенная опера была впервые исполнена на русском языке — премьеру в России осуществили Волгоградский музыкальный театр и Московская филармония в дни празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. В 2016 году Михайловский театр Санкт-Петербурга осуществил премьеру оперы «Брундибар» в День полного снятия блокады Ленинграда и Международный день памяти жертв Холокоста. Последующая постановка легендарной оперы в Национальном государственном театре оперы и балета Республики Северная Осетия — Алания состоялась в дни памяти Бесланской трагедии и впоследствии стала лауреатом Российской национальной оперной премии «ОНЕГИН» в номинации «Событие года». В 2017 году, в День защитника Отечества премьера «Брундибара» состоялась в Мариинском театре, а в День Победы — в Сахалинском Международном театральном центре им. А.П. Чехова.

Премьеры в России состоялись при участии выживших исполнителей «Брундибара» в концлагере Терезиенштадт — Элы Вайсбергер (США), Эвелины Меровой (Россия-Чехия) и Инге Ауэрбахер (США). Их судьбы и собственные истории сопротивления нацизму произвели неизгладимое впечатление на зрительскую аудиторию во многих странах мира.

Общественная значимость постановки оперы Ганса Красы «Брундибар» исключительно велика. Дальнейшее вхождение произведения в репертуар музыкальных театров вносит огромный вклад в распространение знаний о Второй Мировой войне и гармонизацию международных и межнациональных отношений. Цель театральной постановки очевидна — через исполнение шедевра чешской музыки представить малоизвестные страницы военной истории, вызвать зрительское сопереживание величайшей трагедии XX века.