О судьбе украденных нацистами произведений искусства

Портал горских евреев «СТМЭГИ» опубликовал любопытную статью журналистки Марии Якубович. Она посвящена тому, что же все-таки случилось с реквизированными нацистами произведениями искусства? По ее словам, экспозиция в Нью-Йоркском Еврейском музее показывает историю нескольких шедевров.

Великие произведения искусства так часто присутствуют в нашей повседневной жизни – «Мона Лиза» на любимой кружке, «Звездная ночь» на свитере, Бейонсе с мужем на фоне картины Баскии в кампании Tiffany, – что легко забыть, насколько уязвимы их оригиналы.

На новой выставке Еврейского музея «Afterlives: Recovering the Lost Stories of Looted Art» («После жизни: восстановление утерянных историй об украденных произведениях искусства»), открывшейся в прошлом месяце в Нью-Йорке, этот упускаемый из виду аспект истории картин становится центром внимания.

«Часто бывает трудно понять «биографию» произведения искусства, просто смотря на него, и еще труднее узнать жизнь и опыт людей, стоящих за этим произведением», – говорится в тексте на стене в начале выставки, рядом с картиной Франца Марка «Большие синие лошади».

Выставка построена вокруг определенных работ Матисса, Пикассо, Боннара, Клее, великих еврейских художников Шагала и Писсарро, и других. Все они имеют одно общее свойство: они либо физически пострадали от нацистов, либо были официально реквизированы или просто украдены нацистами.

«Масштабное и систематическое разграбление произведений искусства во время Второй мировой войны и, в конечном итоге, спасение и возвращение многих – одна из самых драматических историй искусства двадцатого века… Произведения искусства выжили, несмотря на невероятную, огромную трагедию войны, – продолжается текст на следующих стенах. – Многие из них сегодня существуют лишь благодаря большому личному риску и изобретательности их спасителей».

Один из самых ярких примеров такой храбрости, – Роз Валланд, куратор парижской галереи Jeu de Paume, где размещались работы импрессионистов. Во время правления коллаборационистского режима Виши здание галереи было реквизировано отделением Оперативного штаба рейхсляйтера Розенберга (Einsatzstab Reichsleiter Rosenberg, ERR) – нацистской организации, занимавшейся конфискацией и вывозом культурных ценностей со всех оккупированных территорий. ERR использовал пространство Jeu de Paume для хранения захваченных шедевров.