Памяти жертв Холокоста: в «Новой опере» поставили «Пассажирку»

По случаю памятной даты — Международного дня памяти жертв Холокоста — в театре «Новая опера» давали «Пассажирку». Эксперты считают, что это — одно из лучших музыкальных произведений современности. Но своей премьеры в России опера ждала 40 лет. Почему режиссёр Сергей Широков взялся за постановку?Роскошные интерьеры и изящные костюмы — действие оперы «Пассажирка» начинается на круизном океаническом лайнере. Великолепный отдых в светском обществе становится настоящим испытанием для главной героини, когда среди пассажиров бывшая надзирательница Освенцима узнает свою узницу. Имеют ли палачи право на мирную жизнь, не искупая вины? Об этом — опера Моисея Вайнберга, которую впервые показали на московской сцене.»Я сама не ожидала, что Вайнберг действительно окажется таким сложным композитором — при том, что мы же знаем, что он писал музыку для мультфильмов , фильмов, и она у всех на слуху и легко воспринимается. Но здесь она действительно потребовала больших затрат — и голосовых, и выучки», — рассказывает исполнительница главной роли Наталья Креслина.В основе оперы — автобиографический роман, написанный узницей концлагеря Зофьей Посмыш. Главное симфоническое произведение Моисея Вайнберга 40 лет ожидало постановки в России. Сергей Широков — известный телевизионный режиссер, выпускник Гнесинки — оперу поставил впервые.»Сама судьба свела с этим материалом. Когда я его изучал, он мне очень понравился. Музыка, пронизывающая до костей, сюжет», — говорит Широков.Эта история о чудовищном преступлении и справедливом возмездии, в которую композитор вложил свои личные переживания. Сам он в начале войны бежал из Польши в СССР, а вся семья Моисея Вайнберга погибла в концлагере Травники.Действие разворачивается одновременно и на шикарной палубе, и за колючей проволокой концлагеря. Быстрая смена двух таких противоположных пространств происходит с помощью особого построения сцены и приемов мультимедиа. Актеров окружает даже настоящая вода — впервые на сцене.»Вода — это все. Это воспоминания, это толща воды, сквозь которую проступают имена погибших. Это толща воды, которая скрывает преступления, которые лежат на глубине, в глубине совести», — объясняет сценограф Лариса Ломакина.Премьера в театре «Новая опера» символично прошла в День памяти жертв Холокоста. Трагическая история, написанная советским композитором, уже много лет с триумфом идет за границей. Теперь и московские зрители могут вместе с «Пассажиркой» отправиться в путешествие во времени.Источник