Памятник жертвам еврейского гетто планируют установить в Калуге

Когда в далеком 1941-м году немецкий враг вступил на калужскую землю, большинство местных евреев уже бежали на восток. К этому моменту в городе оставалось около двух сотен евреев – это женщины, старики и дети. С началом оккупации ряд принятых указов властями во многом ограничил жизнь этих людей. Им запретили посещать общественные места, нельзя было общаться с местными жителями и многое другое. А чуть позже в Калуге создали еврейское гетто на 155 человек. Их поселили в бывших монашеских кельях без отопления, продуктов и воды. С собой разреши взять только то, что умещалось в руках или можно было привезти на санках. Выходить из гетто разрешался 3 раза в неделю с 8 до 11 утра.Идея создать в Калуге памятник жертвам еврейского гетто, Владимиру Чернину пришла 5 лет назад. По его словам он планирует видеть монумент, посвященный одновременно жертвам и воинам освободителям. Пока все дела находятся в проектной стадии.«Это память о тех людях, которые погибли за нас, за наше сегодняшнее светлое, солнечный день», — говорит председатель калужского попечительского совета еврейской общины Владимир Чернин.Подобных памятников в мире не мало. К примеру, монумент «Формула скорби» в городе Пушкин Ленинградской области — о расстрелянных пушкинских евреях в октябре 41-ого. Или 60 пар старомодной обуви из железа на берегу Дуная в Будапеште, в знак массой казни евреев. Памятник детскому холокосту можно увидеть в чешском городе Лидице. 33 железных стула высотой почти в полтора метра и 37 стульев пониже – на территории бывшего гетто в Кракове. По словам архитекторов и скульпторов, при создании такого монумента важно учитывать многое: место, размеры. Можно сделать как абстрактную вещь или, к примеру, отобразить конкретику.«Любой памятник, любое сооружение начинается с места размещения. Уже наверное, надо исходить именно от места, отсюда идет и масштаб памятника. Памятники могут быть чисто символические, т.е., допустим, некий абстрактный символ, но всё-таки говорящий об определенном типе», — пояснил архитктор Евгений Голышев.«Он должен быть острый, он должен как-то будоражить человека, как его сделать и из чего его сделать, но он должен быть не просто «прошел и улыбнулся, дальше пошел», он должен как-то проникать в сознание», — горворит скульптор Светлана Фарниева.По задумке инициатора, памятник хотят установить на Золотой аллее. Однако здесь уже есть три объекта: в самом конце скульптура пионера с голубем в руках, посередине дерево счастья, а в начале аллеи — мемориал жертвам политических репрессий. Есть ли смысл устанавливать здесь еще и четвертый объект – непонятно. Тем более, что история калужского гетто писалась совершенно в другой части города.Источник