Польша защищает включение погромов в требования о репарациях: нацисты должны были спасти евреев

Столкнувшись с критикой за включение польских погромов против евреев во время Холокоста в свой недавний отчет об ущербе, нанесенном Германией во время Второй мировой войны, председатель польского комитета, написавшего этот документ, привел следующее оправдание: нацисты должны были защитить евреев от поляков.

Ранее в этом месяце польское правительство опубликовало трехтомный документ объемом более 1300 страниц «Отчет о потерях, понесенных Польшей в результате немецкой агрессии и оккупации во время Второй мировой войны, 1939–1945 гг.», который был заявлен как расчет репараций, которые, по мнению Польши, она заслуживает от Германии. Третий том включает список из 9293 деревень, поселков и городов, где имели место «зверства нацистской Германии», а также число погибших. Польша потребовала от Германии 1,3 трлн евро (1,29 трлн долларов) в качестве репараций за ущерб, за человеческие жертвы войны. Германия отклонила это требование.

В этот список включен ряд деревень, в которых произошли погромы со стороны этнических поляков, в ходе которых были убиты сотни или даже тысячи евреев. Деревня Едвабне на северо-востоке Польши является наиболее известным местом одного из таких погромов, в ходе которого в июле 1941 года сотни евреев — возможно, около 1600 — были сожжены заживо или иным образом убиты своими польскими соседями летом 1941 года, когда Германия захватила этот район у Советского Союза, который занял его в 1939 году.

«Из-за агрессии Германии Третий Рейх и СССР оккупировали польские земли. Согласно международным конвенциям, государства – оккупанты несут ответственность за безопасность населения, жизни и имущество. Едвабне находился под оккупацией СССР и Третьего рейха, когда убивали граждан Второй республики», — написал в своем твиттер-аккаунте Аркадиуш Мулярчик. Мулярчик, председатель польского комитета, написавшего отчет, очевидно, имел в виду Гаагские конвенции 1907 года, которые требуют от оккупирующей державы «обеспечить, насколько это возможно, общественный порядок и безопасность». На вопрос, что она думает по поводу этого оправдания, израильский исследователь Холокоста Хави Дрейфус заявила, что это утверждение звучит «как плохая шутка». Дрейфус, которая одновременно является профессором истории в Тель-Авивском университете и научным сотрудником Всемирного центра памяти жертв Холокоста «Яд Вашем», возглавляя Центр по Холокосту в Польше, заметила, что Мулярчик, по крайней мере, признал, что погром в Едвабне устроили поляки, хотя в прошлом были ложные заявления поляков о том, что его проводили немецкие солдаты.

Дрейфус отклонила отчет, заметив, что он больше о текущей геополитике, чем об исторических данных. «Доклад — это не историческое эссе, это политический документ. Он использует и злоупотребляет историей, для экономических и моральных требований», — заявила она «The Times of Israel» 19 сентября. Польша борется со своим наследием Холокоста на протяжении десятилетий, и особенно с памятью о том, что произошло в Едвабне с 2000 года, когда американский историк польского происхождения Ян Томаш Гросс написал книгу о событии под названием «Соседи», которая вызвала большой резонанс в Польше. В течение десятилетий после войны, находясь под советским влиянием, Польша в значительной степени считала себя невиновной в Холокосте, уделяя особое внимание роли, которую ее партизаны сыграли в борьбе с нацистами, и действиям «Праведников народов мира», неевреев, которые спасали евреев во время Холокоста, как если бы они были нормой, а не исключением.

По словам Дрейфус, в Польше этим «Праведникам» приходилось скрывать свои действия не только от немцев, но и (а иногда даже главным образом) от своего польского окружения. «[Во время холодной войны в Польше не было независимых исследований, которые очень впечатляюще начались после падения железного занавеса. Но и до этого раздавались критические голоса в отношении причастности поляков к еврейской трагедии во время Холокоста», — рассказала она.

В 1987 году польский литературный критик – еврей Ян Блоньски написал в местной газете широко обсуждаемую статью с требованием, чтобы Польша признала свою пассивность во время Холокоста, что вызвало ожесточенную реакцию и настаивание некоторых на невиновности поляков, но также и размышления других. Эти дебаты усилились после выхода «Соседей», что вызвало правительственное расследование, которое показало, что поляки действительно сожгли заживо своих еврейских соседей в Едвабне и устроили погромы в других местах. Причины, по которым поляки сделали это, были менее ясны. Один только антисемитизм, который, несомненно, существовал в этих областях, не мог в достаточной мере объяснить это.

«В период между двумя мировыми войнами евреи в Польше столкнулись с антисемитизмом, особенно с середины 1930-х годов. Тем не менее не было массовых убийств (или даже чего-то близкого к ним), как во время Холокоста», — заявила Дрейфус. «Эти массовые убийства евреев их польскими соседями произошли в контексте антисемитской политики нацистской Германии, бывшей русской оккупации и жестокости Второй мировой войны. Но заявление о том, что Германия несет ответственность за предотвращение убийств евреев поляками во время Холокоста, настолько вырвано из контекста, что звучит почти как неудачная шутка. Польские чиновники знают историю; таким образом, это высказывание не только неисторично, но и очень тревожно», — заметила она. За 20 лет, прошедших с момента публикации «Соседей», были написаны дальнейшие исследования, обнаружившие еще большее участие поляков в реализации «Окончательного решения».

См.далее…