Расплата по счетам Холокоста – удар по суверенитету Латвии

Политика Риги в отношении нацизма сближает США с Россией
Четыре года назад – в декабре 2014 года, в Сейме Латвии обсуждали важный для властей страны вопрос – стоит ли стране выполнять требования Терезинской декларации? В итоге парламент страны, испытывая сильное давление националистов, решил, что не стоит.
Страна – участник Терезинской декларации способствует восстановлению имущественных прав евреев – жертв нацизма. В том числе тех, кто погиб и не оставил прямых наследников — правопреемников. В реестр реституционного имущества входят украденные нацистами у убитых евреев материальные ценности и произведения искусства, дома, синагоги, иудейские учебные заведения, кладбища. Декларацию о реституции имущества жертв Холокоста подписали в 2009 году 47 стран, включая США и Россию. Место, где был подписан документ – чешский город Терезин – для еврейского мира является таким же знаковым, как и польский город Освенцим. В годы нацистской оккупации Чехословакии в Терезине функционировало «образцовое» гетто для евреев.
Значительная часть узников Терезинского гетто закончили свои дни в Латвии – в Рижском гетто и в лагере смерти Саласпилс. Всего за время нацистской оккупации в Латвии погибли более 80 тысяч евреев из СССР и зарубежья. При этом для восстановления исторической справедливости в отношении убитых и ограбленных в Латвии евреев со всей Европы официальная Рига не делает ровным счетом ничего. Принятый сразу же после обретения Латвией независимости закон о реституции касается всех, кроме евреев. Исправить эту ситуацию власти Латвии обещали в 2004 году, при вступлении страны в Евросоюз и НАТО. Но как только ЕС и Североатлантический альянс приняли Латвию в свою семью, президент страны Вайра Вике-Фрейберга так же легко забыла о своем обещании в отношении жертв Холокоста, как и дала свое слово. В домах, реквизированных нацистами у латвийских евреев, сейчас располагаются государственные органы. Из всех построенных до 1941 года рижских синагог действует только одна. Остальные были уничтожены нацистами. Еще один латвийский парадокс. Каждое 4 июля в Латвии отмечают День геноцида – годовщину сожжения рижских евреев в Хоральной синагоге Риги в июле 1941 года. От Хоральной синагоги с тех пор не осталось даже пепла, некогда влиятельная еврейская община Латвии сегодня насчитывает считанные сотни людей.
В страшных обстоятельствах того, что в июле 1941 года случилось в Риге, а потом повторится в белорусской Хатыни, кроется одна из причин упорного отказа властей Латвии от «еврейских обязательств». Сгоняли евреев в синагогу Риги и заживо их там сжигали не немцы, а латышские айзсарги – боевики из националистической группы под руководством Виктора Арайса. В Рижском гетто при нацистах зверствовал Герберт Цукурс, тоже айзсарг, в прошлом офицер латвийской военной авиации – «латвийский Чкалов», краса и гордость буржуазной Латвии. Цукурс во время своих визитов в Рижское гетто устраивал настоящее сафари на людей. Есть свидетельства, что еврейских детей он старался руками разорвать пополам. За преступления против еврейского народа Цукурс был убит в 1965 году в Уругвае, куда его выманили агенты «Моссада» из Бразилии, где убийца евреев развлекал туристов катанием на маленьком самолете. Почему агентам пришлось выманивать Цукурса? Бразилия после войны приняла слишком много бывших нацистов, чтобы «Моссад» там мог убить Цукурса, не рискуя получить в ответ расправы местных неофашистов над бразильскими евреями – мигрантами из Европы. К Цукурсу в нынешней Латвии относятся не как к нацистскому преступнику, а как к «оболганной жертве советской пропаганды», к тому же «убитой без суда и следствия еврейскими экстремистами». «Бесстрашному летчику» и «патриоту Латвии» Цукурсу посвящен мюзикл, поставленный несколько лет назад на рижской сцене. При этом Генеральная прокуратура Латвии до сих пор не отменила решений советского правосудия по розыску Цукурса и преданию его суду за военные преступления в годы нацистской оккупации.
Айзсарги вроде Арайса и Цукурса ставят современную Латвию в двойственное положение. С одной стороны современная Латвия – типичная страна Евросоюза, где соблюдаются права и свободы всех, включая мигрантов с Ближнего Востока и сексуальных меньшинств. С другой стороны, в европейской толерантной Латвии крайне силен политический и общественный ультраправый дискурс в духе 30-х годов, с естественным итогом вроде устойчивого бытового антисемитизма. Этот дискурс – единственный сохранившийся твердый стержень латвийской независимости, изрядно поколебленной после вхождения бывшей советской республики в ЕС и НАТО. Осуди нынешняя Латвия айзсаргов – соучастников нацистских зверств, ей пришлось бы осудить латышских легионеров СС и «лесных братьев». И тогда бы властям маленькой страны на окраине Восточной Европы пришлось бы признавать публично, что Латвия для ЕС и НАТО – ничего из себя не представляющая «нищенка на побегушках», без собственного героического прошлого и какого – то достойного будущего. Без героев – айзсаргов нынешней Латвии пришлось бы глорифицировать другие исторические фигуры, а такой путь рано или поздно поспособствует сближению страны с Россией и заставит пересмотреть прежнее признание своей истории с 1940 по 1991 годы как «советской оккупации». У Риги возникнет закономерный вопрос: раз «советской оккупации» не было, за что тогда стояла «Атмода» – возникшее в годы перестройки в Латвийской ССР движение за независимость? Из этого сложного геополитического силлогизма следует нежелание официальной Риги присоединяться к международным конвенциям по восстановлению справедливости в отношении жертв Холокоста. Кроме этого, пойти навстречу памяти убитых нацистами евреев Латвии мешает государственный культ Карлиса Ульманиса – президента, а фактически диктатора страны с 1934 по 1940 годы, умершего в 1942 году в Туркменской ССР в тюрьме Красноводска (ныне Туркменбаши). Ульманис для Латвии – символ и мученичества латышского народа в годы «советской оккупации», и былого величия независимой буржуазной Латвии.
Какая связь между Ульманисом и Терезинской декларацией? А с тем, что ультраправый политик Ульманис провозгласил лозунг «Латвия для латышей!». При Ульманисе проводилась политика выдавливания из страны еврейского, немецкого, русского и другого «этнически чуждого» населения. Имущество выдавленных «инородцев» национализировалось. Те «этнически чуждые» граждане, которые хотели остаться в Латвии, должны были отказываться от своих родных корней и записываться латышами. Этот процесс был ненадолго остановлен вхождением Латвии в состав СССР в 1940 году. Культ Ульманиса (Рига добилась установки ему памятника в Туркмении) мешает современной Латвии принять на себя обязательства Терезинской декларации. Тем более, что период правления Ульманиса – с 1934 по 1940 годы, укладывается в указанный в декларации период Холокоста, 1933 -1945. Получится неловкая ситуация: за изъятые при Ульманисе еврейские дома в Риге надо платить как за нацистские зверства. Поэтому властям Латвии, образно говоря, проще скорбеть по убитым нацистами латвийским евреям, чем оказывать материальное содействие их потомкам.
Наследники более 70 тысяч евреев, уничтоженных нацистами за годы оккупации, до сих пор не вернули большую часть объектов недвижимости, которой владели их предки до войны. Справедливости ради, здесь демократическая Латвия ничем не отличается от Латвии советской. В Латвийской ССР дома и земли жителей, уничтоженных гитлеровцами, после освобождения Латвии от нацистов были национализированы, включая имущество убитых нацистами евреев. Сохранившая с 1991 года этот «советский» стиль Латвия значительно отличается от Литвы и Эстонии, где процесс мемориальной реституции жертвам Холокоста находится в активном развитии.
Нежелание Риги идти в ногу с соседями не могут остановить даже периодические нарекания из Вашингтона. И так вышло, что американское недовольство латвийским «холокостным» упрямством в президентство Дональда Трампа родило следующее интересное геополитическое явление. А именно то, что Вашингтон при Трампе в отношении Латвии оказался в одной команде с Москвой. Россия и США – подписанты Терезинской декларации. Для России латвийский режим – объект постоянной критики за реабилитацию нацистов, притеснение русскоязычного населения итд. Россия. За тем, что творится сегодня с разграбленным при нацистах еврейским имуществом, бдительно следят и в Вашингтоне, и в Москве.
9 мая 2018 года, в день Победы над «коричневой чумой», Конгресс США принял закон об обязательной реституции пострадавшего при нацистах еврейского имущества – «закон 407» или, как его называют в Штатах «акт «Just» (сейчас, сегодня). В конце 2019 года госсекретарь США должен будет отчитаться о выполнении этого закона перед президентом Трампом. Логично предположить, что без взаимодействия с Россией по этому вопросу успешное выполнение Госдепартаментом США «акта «Just» в Латвии гарантировано в куда меньшей степени, чем при условиях взаимной работы с российским государством. И возможность такой работы более чем вероятна. Режим санкций не мешает Вашингтону взаимодействовать с Россией по той же Сирии или Украине. Маленькая Латвия – не такая фигура на большой шахматной доске, чтобы вашингтонские гроссмейстеры упорно спасали ее от гроссмейстеров из России. Возможно, что «большая игра» Москвы и Вашингтона в Латвии станет сдерживающим фактором для распространения неонацизма, антисемитизма и ксенофобии в Восточной Европе. Население Латвии — особенно привыкшее к европейскому толерантному комфорту молодое поколение латвийцев – без сожаления променяет смутных призраков исторического прошлого на осязаемое спокойное и сытное настоящее и будущее в нынешней Европе. Ведь вероятная пока что «денацификация» Латвии Москвой и Вашингтоном не предполагает выхода этой прибалтийской страны из Евросоюза и НАТО.
Артур Приймак, журналист, политолог (Москва)