Семинар-консультация в Москве

14.01.200814.01.2008. Семинар-консультация по подготовке Урока толерантности, посвященного  Международному дню памяти жертв Холокоста и воинов-освободителей, прошел в московской школе № 463.

Семинар был организован Центром «Холокост» совместно с администрацией школы в рамках осуществления программы городской экспериментальной площадки «Реализация принципов межнационального согласия в образовательном процессе (на материале истории Второй мировой войны и темы Холокоста)». В семинаре приняли участие 38 учителей из 37 школ и гимназий г. Москвы: 175, 429, 463, 470, 508, 575, 576, 581, 585, 594, 615, 630, 657, 770, 838, 861, 886, 904, 924, 933, 947, 949, 998, 999, 1128, 1142, 1272, 1433, 1477, 1514, 1526, 1527, 1552, 1582, 1621, 1828, 1997.

Семинар начался с демонстрации документального фильма «Те, кто выжил», созданного в Аргентине. Фильм, основой которого стали интервью жертв Холокоста, рассказывает  о том, как ростки ненависти превратились в геноцид, о том, как люди, виновные лишь в том, что принадлежат к еврейскому народу, потеряли свои семьи, прошли через ужас гетто и лагерей смерти, вынуждены были отставить родные страны, забыть родной язык… Живые, эмоциональные свидетельства людей, переживших Освенцим и другие лагеря уничтожения, стали бесценным источником информации для учителей истории.

Этот фильм – один из 6, составляющих сериал «Прерванное молчание», созданный "Ф.Институтом визуальной истории и образования Фонда Шоа Университета Южной  Калифорнии. Российский представитель Института, Ф. Н. Духовный, принял активное участие в дискуссии, возникшей после просмотра фильма. Он рассказал об истории создания сериала, о тех возможностях, которые дает демонстрация фильмов в школах. В своем выступлении он отметил. Что задача учителя – не просто продемонстрировать фильм, ответственный педагог обязательно должен обсудить со своими учениками увиденное, ответить на все возможные вопросы, разрешить все сомнения, не лишая при этом подростков права на собственное мнение. Задача очень сложная, но только в этом случае уроки по истории Холокоста станут настоящими уроками толерантности.

"Л.Эту же тему продолжил в своей лекции Л. М. Пятецкий, руководитель образовательных программ НПЦ «Холокост». Рассказав историю нацистского лагеря смерти Освенцим в контексте истории Второй мировой войны, он подчеркнул, что основная идея преподавания темы Холокоста – демонстрация того, к чему приводит нацизм, дегуманизация общества. Он процитировал слова российского историка и философа, первого руководителя Центра «Холокост»: «Нет геноцида против «кого-то», геноцид всегда против всех». Что касается непосредственно исторического контекста, он особо обратил внимание собравшихся на то, что именно солдаты Красной армии стали освободителями самого страшного лагеря смерти, что именно их глазами мы можем увидеть последствия злодеяний нацистов.

Завершило семинар выступление заместителя директора школы № 463 Е. Э. Беленькой, выпускницы Международных курсов преподавателей темы Холокоста при Центре «Холокост». Основываясь на собственном многолетнем опыте, она рассказала о том, как можно провести Урок толерантности, посвященный Международному дню памяти жертв Холокоста. Можно просто «погрузить» учеников в тему, рассказав о том, как короток оказался путь от предрассудков и национальной нетерпимости до газовых камер и 6 миллионов жертв. Можно рассказать историю о том, как милый тихий польский городок Освенцим превратился в фабрику смерти под названием Аушвиц. Можно раскрыть глобальную проблему через личную историю. Например, через всемирно известную историю Анны Франк.

Все участники семинара получили предложение воспользоваться информационными и методическими  ресурсами Центра «Холокост» и его сайта. Их и их учеников пригласили  посетить выставку "Освенцим — трагедия ХХ века. История освобождения" в Центре «Холокост»,  Музей Холокоста на Поклонной Горе и Мемориальный вечер, посвященный Международному дню памяти жертв Холокоста, который ежегодно проводят Центр и Фонд «Холокост» в Москве.

Беленькая Е. Э.