Слабые утешения в честь столетия Пауля Целана

Поэт, переживший Холокост, в своем творчестве не гнался за простыми смыслами и в 49 лет покончил собой. Теперь Пьер Жорис и Дэниел Кауфман положили его стихи на музыку, причем на удивление неплохую.

В жизни и творчестве Пауля Целана сошлись темы, которых многие читатели и вообще большинство людей стараются избегать. По уверениям тех, кто читал Целана в оригинале, на немецком, мотивам и языку его пресловуто сложных поздних произведений свойственна почти мистическая туманность.

Целан родился в семье, где говорили по‑немецки, в городе, который в те годы был румынским, а ныне входит в состав Украины. Родителей поэта убили нацисты, ему удалось накануне депортации бежать на восток и выжить в трудовом лагере. В основе «Фуги смерти», его знаменитого стихотворения 1945 года, — ужасы, которым Целан был свидетелем. Можно сказать, счастлив тот человек, кто не Пауль Целан.

После войны Целан, владевший полудюжиной языков, включая иврит, скитался по материальным и культурным развалинам Бухареста и Вены, в конце концов обосновался в Париже, где и покончил собой в 1970 году в возрасте 49 лет. Вопреки — и, одновременно, благодаря — упорному желанию писать по‑немецки Целан опровергает утешительную ложь, будто бы можно легко и не замаравшись примириться с немыслимым недавним прошлым или с теми проявлениями человека, которые стали его причиной.

В 2020 году переводчик, литературовед, поэт Пьер Жорис и композитор Дэниел Кауфман пытались решить вопрос, как отметить столетие писателя, чье творчество остается памятником всем мыслимым сложностям бытия. Их ответ, как показали отложенный из‑за пандемии концерт и чтения в нью‑йоркском Еврейском музее, таков: ничего не приукрашивать, подчеркнуть, что трагедии и мрачные парадоксы произведений Целана не следует путать с пустым пессимизмом. Отыскать свет и даже надежду в стихотворениях Целана, не приглушая смятение, не опошляя и не искажая его работы, и все это в тесных рамках представления на два часа, рассчитанного на англоязычную публику, не относящуюся к знатокам его творчества, — задача практически невозможная. Но Жорис и Кауфман доказывают: музыка способна восполнить эстетические и эмоциональные пробелы, направить слушателей туда, куда надеялся перенести их Пауль Целан.

См.далее…