Спасители и спасенные

 

Эту удивительную исповедь Лидии Наумовны Глузмановой, уроженки города Харькова, мне удалось записать и снять на видео (хранится в музее «Бейт Лохамей а-геттаот»).

«Был яркий солнечный летний день 22 июня 1941 года. Ничто не предвещало беды. Мне было 13 лет, я жила с мамой и ее родственниками. У меня было счастливое детство. Папа мой находился в армии, эвакуироваться у нас не было возможности.

16 октября Харьков был оккупирован немецкими войсками, а 16 декабря был издан приказ о выселении всех евреев города в район заводов Станкостроя и Тракторного, где было создано еврейское гетто. Я помню это поистине страшное скорбное зрелище: к Московскому проспекту стало стекаться огромное количество людей. Евреи шли группами, инвалидов, стариков, маленьких детей несли на руках, везли на санях. Мороз стоял 40 градусов. Одежда у многих была ветхая, обувь холодная, а путь был далек и долог. Вдоль дороги стояли любопытствующие, окружение нашего шествия было враждебное и безжалостное. Путь к месту назначения был усеян трупами людей: тех, которые не могли преодолеть это испытание, добивали немцы и полицаи. Только к позднему вечеру мы добрались до старых заброшенных бараков без окон и дверей, в маленьких комнатках которых размещались на ледяном полу по 70 человек. В гетто оказались я с мамой, мы находились там без еды, воды, без туалетов. Каждый вечер в бараки заходили немцы и без всякого повода расстреливали кого-то…»

Источник.