СССР и послевоенный польский кинематограф

Фото: Екатерина Гранцева

Научный сотрудник Архивного отдела Центра «Холокост» Роман Жигун выступил 3 декабря в Институте всеобщей истории РАН на Международном гуманитарном научном форуме «От знания к действию». Тема доклада: «СССР и послевоенный польский кинематограф».

Говоря о взаимном влиянии Советского Союза и Народной Польши в сфере кинематографии, Роман Жигун особое внимание уделил судьбам польских режиссёров Александра Форда и Ванды Якубовской.

Андрей Линченко, доцент Финансового университета при Правительстве РФ, Роман Жигун, д-р Андреас Буллер (Штутгарт) с буклетами историко-документальной выставки «Холокост: уничтожение, освобождение, спасение» и пятым выпуском сборника «Сохрани мои письма…»

Александр Форд (имя при рождении — Моше Лифшиц) был одним из наиболее влиятельных кинематографистов довоенной Польши. После начала Второй мировой войны он, еврей, спасся, перебравшись на территорию, занятую советскими войсками. В 1943 году он возглавил киногруппу Войска Польского, в июле 1944 года группа Александра Форда совместно с Романом Карменом и другими советскими фронтовыми кинооператорами запечатлела на плёнку только что освобождённый нацистский лагерь Майданек. В первые послевоенные годы Александр Форд — первое лицо во всей возрождающейся польской киноиндустрии. В 1948 году он снимает знаковый художественный фильм о Варшавском гетто и восстании в нём — «Граничная улица» (подробный разбор этой ленты, проведённый Романом Жигуном, опубликован в четырнадцатом выпуске научного сборника «Мы не можем молчать»).

Ванда Якубовска — бывшая узница Аушвица и Равенсбрюка, которая после своего освобождения снимала художественные фильмы на основе собственных воспоминаний, привлекая к работе и других бывших узников. Этому уникальному режиссёру был также посвящён недавний доклад Романа Жигуна на конференции в Лейпциге.