Стажировка в Берлине: День третий

Третий день берлинской стажировки российских работников образования «Преподавание истории Холокоста» начался с посещения памятников евреям, отправленным в нацистские лагеря с вокзала в Грюневальде. Мемориал поразил своей простотой и трагичностью. На платформе обозначены даты и количество людей, угнанных на смерть. Руководитель семинара Татьяна Маныкина рассказала об истории появления памятников и о композиционных идеях, заложенных их авторами, что произвело на участников семинара сильное эмоциональное впечатление.

Затем участники стажировки продолжили свою работу в Доме Ванзейской конференции. Необычный опыт получили преподаватели от участия в семинаре «Предрассудки», проведенном Александром Клиймуком. Взрослые смогли оказаться на месте тех, кого они учат: они рисовали, играли, над ними даже провели небольшой социальный эксперимент. Таким образом, они сначала погрузились в тему стереотипов через практические задания, а затем обсудили их с точки зрения теории. Упражнения были очень интересными, и их, несомненно, можно использовать на занятиях как в школе, так и в вузах.

Содержательная лекция Александра Клиймука «Обращение с темой национал-социализма в Германии после 1945 года» и развернувшаяся после нее дискуссия поспособствовали глубокой проработке проблемы. Александр Клиймук показал, как немцы последовательно осуществляли политику «культуры памяти» в своей послевоенной и современной жизни. Участники стажировки узнали об этапах развития мемориальной культуры в Германии после войны. Как относились к памяти о Холокосте представители общественности, правительства, академической среды? Существует ли в немецком обществе консенсус относительно Холокоста, или общество расколото? Как изменилась историческая память после объединения Германии?  Эти и другие вопросы Александр Клиймук интересно озвучил в лекции и наглядно представил в презентации. Россиян особенно заинтересовал вопрос о субсидировании немецких школьников государством на поездки, связанные с историческими местами, и о механизмах реализации этой государственной программы.

Во второй половине дня участники стажировки поделились своим опытом работы по теме «История Холокоста». Рассказали о проектах, реализованных в своих регионах. Поделились методическими приемами и педагогическими находками в освещении темы, как в общеобразовательных организациях, так и в учреждениях высшей школы и системы повышения квалификации педагогов. У всех участников стажировки представленная коллегами информация вызвала живой интерес. Прозвучали предложения об организации дальнейшего взаимодействия по трансляции опыта работы работников образования из различных регионов.

Завершился день экскурсией по зданию Бундестага — бывшего Рейхстага. Для каждого из участников семинара это имело свой смысл. Валентина Сидоренко привезла фотографию своего деда, Павла Васильевича Александрова. Он не смог дойти до Берлина, был отправлен на Дальний Восток. Мечту деда побывать в Берлине у Рейхстага символически осуществила внучка, сфотографировавшись с его изображением у стен германского парламента.

Текст и фотографии: Елена Бурцева, старший преподаватель кафедры гуманитарного и эстетического образования ГАУ ДПО Липецкой области «Институт развития образования»; Валентина Сидоренко, учитель истории МАОУ «Гимназия №1» города Брянска; Юрий Халтурин, координатор образовательных программ Российского еврейского конгресса.