Стажировка в Берлине: день четвёртый

Этот день стал особенным: вся работа проходила на базе Музея Карлхорст, который действует как немецко-русский музей.Важным событием  в четвёртый день стажировки  стало презентация проектов и опыта работы участников семинара. Благодаря конструктивным установкам модератора Ильи Александровича Альтмана, участникам семинара удалось обеспечить представление региональных проектов, опыта  с обоснованием уже разрешённых проблем и актуализацией тех проблем, которые требуют разрешения в ближайшее время. Презентация опыта и проектов проходила в формате индивидуальных докладов, сопровождалась  анализом, комментариями и рекомендациями И. А. Альтмана, обеспечивалась дополнительной экспертизой со стороны коллег (И. Юфит – Москва,  М. Леухова – Кемерово,  Л. Полишкис – Москва).Во всём разнообразии опыта, многообразии механизмов, форм и методов реализации проектов по проблеме «История Холокоста: изучение и сохранение памяти», отражённых в выступлениях участников семинара, выявлены общие характерные признаки успешной и результативной работы, обозначены «болевые точки» как особо актуальные проблемы, снижающие итоги общей работы.Участники семинара единодушны в   том, что деятельность НПЦ «Холокост» и его разнообразные образовательные программы (летние школы, стажировки в Яд-Вашеме, Париже, Берлине и других центрах по изучению и сохранению истории и памяти Холокоста) являются важнейшим механизмом (средством, инструментом, ресурсом) по совершенствованию  научно-методического и организационно-методического сопровождения  процесса изучения и сохранения истории Холокоста. Тематика проектов и  регионального опыта достаточна актуальна с социально-педагогической и дидактико-методической позиций: «Роль школьного учителя в процессе сохранения  ПАМЯТИ о Холокосте» — И. Гортолум, Молдова;  «Опыт изучения истории Холокоста во Владимирском государственном университете» — Е. Петровичева, Владимир, Россия;  «Еврейское гетто г. Калуги (ноябрь – декабрь 1941): создание реконструкции» — М. Добычина, Калуга, Россия;  «Проблема активизации интереса к  теме Холокоста в рамках университетского исторического образования» — А. Фельдт, Архангельск, Россия; «Тема Холокоста в деятельности педагогов Брянской  области: проблемы изучения и преподавания» — В. Лупоядов, Брянск, Россия; «Изучение и сохранение памяти Холокоста в поликультурном образовательном пространстве Еврейской автономной области» — Биробиджан, Россия; «Изучение темы Холокоста во внеурочное время» — С. Зверева, Лихославль, Россия; «Этнокультурная компетентность  и формирование толерантности на примере темы «Холокост»: региональный опыт Амурской области» — А. Цуканова, Благовещенск, Россия; «Изучение проблем Холокоста в контексте литературного образования на уроках и в учебно-исследовательской деятельности» — Н. Хакимова, Казань, Россия.Ключевым стало сообщение С. Тиханкиной (Вологда, Россия) о содержании и реализации проекта «Освободители Аушвица», в котором   вместе с детьми осуществляется выявление и прослеживание судеб людей – участников освобождения Аушвица, что обеспечивает личную сопричастность участников проекта к судьбам героев. Общим  для всех регионов является координация и интеграция деятельности учителей, институтов повышения квалификации педагогических работников, университетов по организации поисково-исследовательской и проектной деятельности как педагогов, так и школьников, и студентов.  Неоднократно подчёркивалась  актуальность и необходимость разработки и реализации образовательных программ  по проблеме изучения и сохранения памяти Холокоста. Представлены формы взаимодействия с органами управления образованием на региональном уровне  в рамках договора о сотрудничестве с НПЦ «Холокост» (Еврейская автономная область);  вовлечение в процесс изучения истории Холокоста студентов колледжей (Амурская область) и многое другое. Обозначены перспективы дальнейшего взаимодействия в рамках деятельности  научно-методических центров на базе региональных ИПКПР и базовых школ. Именно  научно-методическим центрам  необходимо осуществлять  включение детского и педагогического сообщества  каждого региона для участия в мероприятиях и событиях 27 января — в День Памяти годовщины освобождения Аушвица (Освенцима). Рекомендуется отражать в местных печатных и электронных СМИ  эту работу.Были актуализированы некоторые «болевые точки» как проблемы, требующего общего решения:  отрицательное или инертное отношение к проблеме Холокоста, нежелание изучения этой темы; излишняя осторожность  евреев — учителей и руководителей школ при организации этой работы, «как бы чего не вышло»…. Очевидно, что в настоящее время  в регионах, благодаря образовательным программам НПЦ «Холокост», созданы команды убеждённых представителей педагогического  сообщества, способных к дальнейшей  активной работе. Конструктивной формой  такой работы могут стать временные научно-методические рабочие группы, в состав которых должны быть вовлечены все участники образовательных программ НПЦ «Холокост» из каждого региона.Замечательным продолжением этого дня  стала экскурсия по выставке в немецко-русском музее Карлхорст. Куратор выставки Ингрид Дамеров на русском языке представила участникам семинара цели, задачи, историю создания и содержание деятельности Музея Карлсхорст, иллюстрируя свою лекцию кинофильмами, экспозициями, что несомненно существенно расширило содержательную основу  для деятельности по изучению и сохранению памяти Холокоста для всех участников семинара в Берлине.Мощный  ресурс  международной службы розыска  был раскрыт Элизабет Швабауер, которая рассказала об архивных материалах, позволяющих восстановить судьбы многих людей – жертв Холокоста. День четвёртый был насыщенным содержательно, конструктивно выстроен, эмоционально комфортен! – Такова эмоциональная рефлексия этого дня участниками семинара.Татьяна Файн (Биробиджан),Алексей Фельдт (Архангельск), Людмила Полишкис (Москва).