Стажировка в Яд Вашем: предпоследний день

Седьмой день семинара был посвящен истории антисемитизм а в послевоенном СССР (лекцию об этом прочла президент Фонда «Холокост» Алла Гербер) и разным аспектам памяти жертв Холокоста.  По мнению Аллы Ефремовны, в нашей стране есть категории людей, для которых Родина – это Россия, это русская культура, их мысли – это мысли русских о России и для России.Вторая мировая война для России – непростая тема в исторической ретроспективе. Принимая многие формы, она формирует современную картину мировоззрения. Память о Холокосте, ее отражение в литературе и искусстве являются важными элементами для ныне живущих людей по всему миру.В рамках посещения учебного центра комплекса Яд Вашем мы смогли поразмышлять о прошлом и будущем, ответив на простые и, в то же время, сложные вопросы: «Где был Бог во время Шоа?», «Как изменились представление о добре и зле после Холокоста?» и др. Однозначные ответы на эти вопросы нередко приводят в тупик, потому что в мире, где есть черное и белое, не остается места для человеческих переживаний и чувств. Холокост поставил перед человечеством множество вопросов, над некоторыми из них можно размышлять долгие и долгие часы.Сухие цифры статистики не могут передать ужаса, которые разворачивались в истории европейских евреев. Тайну сопереживания приоткрывает для ныне живущих искусство, которое появлялось в гетто, которое творили воины-освободители, перенося свои мысли и чувства от увиденного на бумагу в виде рисунков. В Музее искусства Яд Вашем собраны работы, созерцание которых невольно наводит на мысли о боли и ужасе, твердой вере в собственное освобождение.В детском мемориале Яд Вашем, созданном архитектором Моше Сафди, в полной темноте горит пять свечей, а система зеркал превращает пять огоньков в огромное море звезд, ярких, мерцающих в пучине исторического небытия и горя…Доктор университета Бар-Илан Зоя Копельман представила нашему вниманию анализ широкого массива художественной литературы последних десятилетий, посвященной Шоа. Согласно ее мнению, единственный способ сопротивления злу есть противление ненасилием и добром.Г-жа Анна Риненберг в лекции, посвященной вопросам использования в работе учебного пособия «Тропою памяти», рассказала о возможностях представления на учебных занятиях фото-, видеоматериалов и текстовых массивов. Она также акцентировала свое внимание на том, что изучать нужно как военный, так и довоенный, послевоенный периоды решения еврейского вопроса.Память может являться камнем, который тянет все человечество вниз, а может стать плодородным основанием для развития всего человечества как одного организма, объединенного общими духовными основаниями. Это напрямую зависит от нас.Сергей Геращенко, г. СаратовВасилий Кузнецов, г. МоскваНа фото:1. После лекции А.Е. Гербер2. Рефлексия в учебном центре3. Экскурсия в детский мемориал с Илоной Энгерт4. Анна Риненберг