Стажировка педагогов в Доме Ванзейской конференции

В Берлине завершился семинар для преподавателей России и Беларуси «Преподавание истории Холокоста». В нем приняли  участие 14 педагогов из  11 регионов  России — от Элисты  до Улан-Удэ  (Москва, Калининград, Кострома, Киров, Таганрог, Тамбов, Тверь, Смоленск, Республики Бурятия, Калмыкия, Мордовия), а также г. Гродно (Беларусь). Работа семинара началась с великолепной лекции зам. директора Музея, д-ра Вольфа Кайзера, рассказавшего о судьбах немецких евреев, их самоидентификация; проблемах,  с которыми они сталкивались до прихода Гитлера к власти. Экскурсию по  постоянной выставке Дома Ванзейской конференции провела  Татьяна Маныкина, которая  показала, как организуется работа со школьниками. Большой интерес вызвала лекция Элизабет Швабауэр (архив Международной службы розыска, г. Бад Арользен) и групповая работа с документами архива. Логическим завершением дня была экскурсия в Еврейский музей Берлина, где через судьбы известных всему миру евреев – д-ра химии, Нобелевского лауреата Фрица Габера, доктора медицины Гиршфельда и семьи Мендельсон показана сложная судьба  и история немецких евреев в конце Х1Х – начале ХХ века.Следующий день педагоги начали  в  гимназии имени Шиллера, где ознакомились с методами групповой и проектной  работы школьников, в том числе по теме Холокоста на примере судеб еврейских учеников этой гимназии , исключенных из нее в 30-х гг.  Результатом работы должен стать памятник своим сверстникам во дворе школы. Поэтому лекция д-ра В. Кайзера о памятниках в Берлине стала продолжением проблем,  поднятых  в гимназии. Семинарское занятие Элизабет Григлевски и Татьяны  Маныкиной было посвящено проверка  знаний участников семинара   об исторической памяти о Холокосте.   На «ленте времени» нужно было показать, когда в ФРГ, ГДР и СССР /России проходили судебные процессы, создавались мемориалы, художественные произведения и фильмы по теме, велись дебаты. На большинство вопросов были даны правильные ответы. К сожалению, участники (а практически все они побывали в Яд Вашем…) не смогли указать даты процесса над Эйхманом, покаянного жеста канцлера В.Брандта у памятника  Варшавскому гетто и некоторые другие. Таким образом, семинар дает не только знания о методах преподавания и сохранения памяти о Холокосте в Германии, но позволяет обратить внимание и на пробелы в подготовке наших региональных представителей. Cледует отметить, что весьма интересно «взаимную» экскурсию по Музею Ванзее провел  доктор исторических наук Борис Хавкин, автор книги «Гиммлер. Второй после фюрера», которую он любезно презентовал участникам семинара. Российский ученый в настоящий момент признан крупнейшим в России германистом.7 мая участники семинара продолжили групповую работу с документами и фотографиями Музея, сделав обзорные доклады по этим проблемам. Во второй половине дня была проведена мемориальная церемония на перроне бывшего вокзала Грюневальд, откуда евреев Берлина депортировали в лагеря смерти и места уничтожения на территории СССР. 8 мая семинар продолжился в музее «Топография террора», расположенном на месте бывшего Главного управления безопасности рейха, а завершился в Музее Карлхорст-Берлин, где в ночь с 8 на 9 мая был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии. Семинар продолжился посещением музея концлагеря Заксенхаузен и  презентациями  педагогов . Самым запоминающимся событием для каждого участника стал визит на купол Рейхстага в День Победы.10 мая, в день окончания семинара, его участники посетили Трептов–паркОтзыв И.Двужильной (Беларусь, Гродно)Отзыв П. Щербинина (Россия, Тамбов)Отзыв Е.Поднебесных (Россия, Калининград)Отзыв Ю. Першиной (Россия, Кировск)Отзыв А. Рогозина (Россия, Республика Мордовия, г. Саранск)Отзыв О.Сербиной (Россия, г. Таганрог)Отзыв М. Цыреновой (Россия, Бурятия, г. Улан — Удэ)Отзыв Н.Пигалевой (Россия, г. Кострома)Отзыв Б.Хавкина (Россия, г. Москва)Отзыв Е. Вяземского (Россия, г. Москва)Отзыв Л. Мунчиновой (Россия, Калмыкия, г. Элиста)