Тема Холокоста в дистанционной лаборатории в Томске

22 ноября 2016 г. в конференц-зале ОГБУ «Региональный центр развития образования» состоялась дистанционная лаборатория «Противодействие экстремизму, геноциду и ксенофобии в молодежной среде» (далее – Лаборатория). Встреча посвящалась изучению темы Холокоста в школах и вузах, а шире – осмыслению воспитательного потенциала в преподавании данной темы. Лаборатория объединила более 50 представителей национально-культурных автономий, общественных организаций, занимающихся вопросами межнациональных отношений, студентов, школьников, руководителей и педагогов образовательных организаций, представителей органов власти. На связь с Региональным центром развития образования вышли: НПЦ «Холокост», Российский еврейский конгресс  и МБОУ «Лицей №23 с этнокультурным (еврейским) компонентом (г. Биробиджан, ЕАО) – постоянные партнеры ОГБУ «РЦРО» в проведении ряда масштабных образовательных событий регионального и международного уровня.В формате живого общения участники смогли задать друг другу вопросы, связанные с сохранением памяти о Холокосте, проблемой изучения геноцидов, а также оценкой межэтнических отношений в России и мире в целом. Магистральной темой, вокруг которой разворачивалась дискуссия, стала проблема противодействия этноэкстремизму в молодежной среде.Лаборатория открылась установочным докладом модератора томской площадки, старшего научного сотрудника ОГБУ «Региональный центр развития образования» О.В. Горских – «Тема Холокоста в образовательно-просветительском дискурсе Сибири». В выступлении региональный представитель НПЦ «Холокост» сделала акцент на опыте мемориализации Холокоста и геноцидов, имеющимся в методическом арсенале томских педагогов, в частности, поделилась практикой организации занятий по исследованию документальных источников, периодики и других изданий, относящихся к периоду Холокоста и геноцида армян. Далее встреча продолжилась разговором с Л.В. Комиссаренко, заместителем председателя Законодательного Собрания ЕАО (г. Биробиджан), директором МБОУ «Лицей №23 с этнокультурным (еврейским) компонентом». Лилия Вольфовна рассказала о сложившейся системе работы по изучению темы Холокоста, в которой особое место занимает проведение мемориальных мероприятий: день памяти жертв Бабьего Яра, Международный день памяти жертв Холокоста, День Катастрофы и героизма европейского еврейства. «На городских площадках в разных форматах проводятся митинги траура и скорби, классные часы, музыкально-поэтические композиции, театрализованные постановки, в которых участвуют наши лицеисты. Об этом сегодня необходимо говорить, изучать истоки Холокоста, чтобы предотвратить явление геноцида в современной цивилизации», – отметила директор лицея.Представленный опыт вызвал огромный интерес у собравшихся на Лаборатории, в частности студенты ТУСУРа, направления подготовки «Организация работы с молодежью» с увлечением расспрашивали Лилию Вольфовну, как представителя органа законодательной власти ЕАО,  о том, как в регионе разворачивается работа с молодежью по поддержанию стабильности в вопросах межнациональных отношений, и существует ли вообще напряженность по отношению к какой-либо нации?Эмоциональные отклики аудитории вызвало выступление Н.В. Анисиной, руководителя проектов Российского еврейского конгресса (г. Москва). Наталия Валерьевна обозначила основные направления деятельности РЕК в области противодействия геноциду и ксенофобии. Особое внимание акцентировала на проекте «Вернуть достоинство» по разысканию  мест массовых убийств евреев в годы Холокоста и установке мемориальных плит на этих местах; рассказала о региональных программах, подчеркнув весомую роль Президента РЕК Юрия Исааковича Каннера в развитии образовательно-просветительской миссии Российского еврейского конгресса.  Участники встречи задавали вопросы Наталии Валерьевне относительно содержания  и направлений дискуссий в рамках первой международной конференции, инициированной РЕК, по противодействию антисемитизму «Защитим будущее», вызвавшей большой общественный резонанс и получившей широкое освещение в СМИ.   Центральным событием заседания явилось награждение победителей и участников XVI Международного конкурса работ школьников и преподавателей «Память о Холокосте – путь к толерантности» (далее – Конкурс). Напомним, что данный Конкурс в Томской области проводится уже в седьмой раз и включен в государственное задание ОГБУ «РЦРО». Победителям вручены дипломы и ценные призы, а педагоги, подготовившие лауреатов Конкурса, отмечены благодарственными письмами. Награждение сопровождалось рассказом лауреатов Конкурса об идее работы, размышлением о том, что их подвигло к исследованию данной проблемы, как соприкосновение с темой Холокоста изменило их внутренне. Следующим тактом в работе Лаборатории стала видеовстреча участников с И.А. Альтманом, сопредседателем научно-просветительного центра «Холокост», профессором РГГУ. Илья Александрович поздравил Лауреатов Конкурса, выразил надежду, что они продолжат заниматься исследованием темы, включатся в работу по восстановлению имен погибших и спасенных во время Холокоста. «У вас сегодня есть  уникальная возможность, – напутствовал участников в своем выступлении российский историк, – собрать интервью у ветеранов, опросить своих родственников о событиях войны, разыскать дневники и письма времен войны, возможно даже, хранящиеся у вас в домашних архивах. Несколько лет назад мы совместно с Российским еврейским конгрессом организовывали «Эстафету памяти». Томск один из первых регионов включился в этот проект. Так мы познакомились с Леонтием Вениаминовичем Брандтом, майором в отставке, бойцом-разведчиком, освободителем Освенцима». В ходе диалога участники задавали вопросы Илье Альтману относительно того, как, по его мнению, можно удержать межэтническую стабильность в мире? Так, студенты факультета безопасности ТУСУР просили историка  дать оценку, насколько сегодня опасны развивающиеся миграционные сценарии в Европе для возможности повторения геноцидов против какой-либо нации? Отдельные вопросы касались его личного восприятия, как тема Холокоста повлияла на внутреннюю жизнь, мироощущение?  По мнению коллег, участников Лаборатории, проведение таких встреч позволяет расширить пространство профессионального взаимодействия педагогов, ученых, специалистов в области межэтнических отношений. Организация дискуссий по вопросам преодоления ксенофобии, противодействия этноэкстремизму и геноциду вызывает откровенный интерес у молодежной аудитории. В ходе обсуждения затрагиваются самые разные стороны жизни: от бытовых, повседневных вопросов до культурных и даже политических, связанных с оценкой национально-этнических отношений в России и мире в целом. И в этом смысле общение с известными учеными, авторитетными общественными деятелями выводит молодых людей на новый для них уровень анализа событий вокруг. Это позволяет противостоять информационно-коммуникационному экстремизму, манипуляциям сознанием молодежи и создает поле общенациональных ориентиров. Ссылки в СМИ:Сайт ОГБУ «РЦРО»Сайт ТУСУР