Протоколы допросов латышских коллаборационистов, расстреливавших евреев

Управление ФСБ по Омской области рассекретило документы военной контрразведки «Смерш», в том числе протоколы допросов латышских коллаборационистов, расстреливавших евреев.

Один из коллаборационистов, Озолс, рассказывал: «Мужчины в основном ничего не говорили, а женщины кричали, плакали и просили их не расстреливать. Что касается детей, то последние также, стоя у ям, вместе со своими матерями поднимали сильный крик, плакали, ибо для них было понятно, что их будут расстреливать». По его словам, только в Минске СС расстреляли более 10 тысяч евреев. «Попадались и такие, которые после произведенных в них выстрелов оставались еще некоторое время живы. Немцы запрещали их расстреливать, и люди сбрасывались в ямы живыми и зарывались землей», — вспоминал Озолс.

Он также признался, что в конце июля 1942 года вместе со своими полицейскими оцеплял гетто в Минске, а другие команды занимались вылавливанием евреев, которые прятались в погребах и подвалах. «За три дня нам удалось выловить свыше пяти тысяч человек. Все они были нами доставлены к месту расстрела, где были расстреляны предыдущие люди» — рассказал коллаборационист. Еще один коллаборационист, Гульбис, как и Озолс поступивший на службу к немцам в сентябре 1941 года, заявил на допросах: «Немецкие офицеры объявили, что евреи подлежат все поголовно истреблению, а также расстрелу подлежат все лица, которые в той или иной мере сочувственно относились к советской власти, не говоря уже о партийно-советском активе». Он признался, что лично расстрелял двоих женщин и троих мужчин.«Если раньше перед расстрелом люди ставились на поверхность вырытой ямы, то в данном случае все они были поставлены в яму. И я, стоя на поверхности, стрелял в них прямо в головы».

Источник.