Уроки Симона Визенталя — в Эстонии…

  Международный медиа-клуб «Импрессум» 27 июля 2009 г. провел в Таллине публичную встречу, посвященную памяти правозащитника и преследователя фашистских преступников Симона Визенталя. На встрече была представлена русскоязычная версия книги «Антисемитизм. Концептуальная ненависть. Эссе в память о Симоне Визентале», изданная по инициативе ЮНЕСКО. В своем выступлении ее редактор — известный историк, сопредседатель российского Научно-просветительного центра «Холокост» Илья Альтман подчеркнул огромный вклад лично Симона Визенталя и созданного им Центра в восстановление исторической справедливости. Благодаря их деятельности за послевоенные годы были выявлены места проживания 1400 нацистских преступников, большинство из которых скрывались под чужими фамилиями.Российский историк Илья Альтман также говорил о недопустимости забвения уроков истории, поскольку в противном случае существенно возрастает опасность повторения чудовищных преступлений против человечности, которые нацисты совершали не только против евреев, но и против представителей других национальностей. «Отношение к холокосту – это лакмусовая бумажка, позволяющая провести тест на демократизм и цивилизованность любого общества», — сказал в заключение Илья Альтман.Центра Симона Визенталя Эфраим Зурофф, который рассказал об общечеловеческом. Основным докладчиком на встрече был директор израильского отделения значении деятельности Центра Визенталя, благодаря которому только в последние годы к судебной ответственности были привлечены сотни нацистских преступников в разных странах мира.Господин Зурофф подверг резкой критике правоохранительную и судебную систему в балтийских странах, в которых за годы независимости не был осужден ни один человек, подозреваемый Центром Визенталя в совершении преступлений против человечности во время Второй мировой войны. Эфраим Зурофф также категорически выступил против стремления некоторых политиков в странах Балтии уравнять преступления нацистского и коммунистического режимом, поскольку, по его мнению, это является попыткой «отвлечь внимание от коллаборционизма местного населения с нацистами во время войны». Господин Зурофф подчеркнул, что он не против осуждения преступлений сталинизма, но он против приравнивания их к нацистским преступлениям, поскольку это противоречит элементарной исторической логике и преследует неблаговидную цель – сделать неподсудными бывших нацистских преступников.  Перед участниками встречи также выступила студентка Екатерина Замарина из расположенного на северо-востоке Эстонии города Силламяэ. Ее исследование, посвященное двадцати нацистским концлагерям, находившимся в годы Второй Мировой войны в окрестностях Силламяэ, куда нацисты доставляли евреев и других узников из разных стран Европы, было отмечено высокой международной наградой на конкурсе ЮНЕСКО по теме Холокоста. Мероприятие медиа-клуба «Импрессум» вызвало повышенный интерес как журналистов, так и представителей общественности, которые заполнили зал в конференц-центре таллинского отеля «Ol?mpia». Ведущими встречи были соучредители ММК «Импрессум» — обозреватель «Комсомольской правды» Галина Сапожникова и издатель «Комсомольской правды» в Северной Европе» Игорь Тетерин. Более подробно   После встречи сопредседатель Российского научно-просветительного центра «Холокост» Илья Альтман ответил на вопросы корреспондента портала Delfi.- Ваше впечатление о встрече? — Мне понравилось большое присутствие журналистов, заинтересованность зала, большое количество профессиональных вопросов. Для меня это было полезно, так как я получил представление о том, как в Эстонии сохраняется память о Холокосте. У меня создалось впечатление, что есть предмет для сотрудничества ученых и педагогов наших двух стран.— На встрече господин Зурофф объяснил сам факт проведения в Эстонии сборов ветеранов войск SS, героизацию тех, кто воевал на стороне Гитлера стремлением получить своих героев. Неужели все так просто и банально? Не хотят ли власти, поощряющие такие мероприятия, просто отвлечь народ от провала в экономике, других проблем, связанных с благосостоянием народа, которые они сами же и создали?— Не хочется так просто относиться к истории Второй Мировой войны. Процесс — если не героизации, то мифологизации своего прошлого — происходит. Это порождение того, когда к оценке исторических событий примешивается политика. В Эстонии, я понял, происходит разная оценка исторических событий разными представителями общества. Я сторонник того, чтобы историей занимались профессионалы, а не политики.— А как вам нравится утверждение некоторых комментаторов в Эстонии, что господин Зурофф — «рука Кремля», что у него — «интересы в России»?— Я вам скажу, что я давно сотрудничаю с такой организацией, как Центр Визенталя, и вижу господина Зуроффа второй раз в жизни, и ни разу не видел, когда он бывал в Москве. Так что с таким же успехом можно назвать «рукой Кремля» любого участника этой встречи. Можете так кого угодно называть, но я полностью согласен с господином Зуроффом, что ставить на одну доску жертв репрессий и Холокоста… Скажу по-другому: день 23 августа, чтобы поминать жертв сталинских репрессий, он абсолютно не применим для России. Потому что большинство жертв кровавого террора в России дали 37-й — начало 38-го года. Добавлю и то, что прозвучало сегодня на пресс-конференции: что некоторые политики Балтийских стран называют 23 августа началом Холокоста для стран Балтии. На самом же деле историческая правда заключается в том, что когда эти страны находились под советским контролем, СССР, защищая их до сентября 1941 года, позволил значительной части еврейского населения эвакуироваться. Так что эти события не имеют никакой связи. На Западе же этой темой спекулируют.— Все-таки, по-вашему, что служит поводом к легализации в Эстонии сборов экс-эсэсовцев?— Это объяснимо. Я хорошо знаю психологию советских ветеранов Великой Отечественной войны. У них есть потребность быть сегодня услышанными. Воспоминания о своих прошлых подвигах свойственны любым людям пожилого возраста. В других странах Западной Европы люди не могут собраться, и они приезжают сюда. И здесь важно, какую оценку этому дает общество той страны, где это происходит, понимает ли общество, какую идею защищали эти люди во время войны.— Как вы считаете, почему Европейский Союз благосклонно относится к подобным мероприятиям в Эстонии?— С моей точки зрения, и так я это объясняю в России, Балтийские страны, отчасти и Украина, они сделали тактически правильный шаг: они приняли все международные декларации, связанные с памятью о Холокосте. Они ввели национальные дни памяти, образовательные программы. В этом плане они для Запада как бы свои. Россия, к сожалению, этого не сделала. И поэтому, когда российские политики осуждают какую-то сторону, они не являются услышанными. Любая оценка должна очень аккуратно звучать. То, что ПАСЕ приняла историческую резолюцию о 23 августа, говорит о том, что европейские политики очень слабо проинформированы об исторических фактах. Полный текст