Урок «Нацисты и их жертвы» для брянских лицеистов

2 декабря в читальном зале архива для учащихся 8-х классов Лицея № 1 г. Брянска главный специалист Деревянко Е.В. провела семинар-практикум «Нацисты и их жертвы» из цикла «История Холокоста на Брянщине». В ходе занятия, построенного на работе в группах, ребята попробовали себя в роли историков-исследователей. Ознакомившись с архивными документами Брянской городской управы и волостных правлений, оккупационными газетами «Голос народа» и «Стародубский вестник», материалами Брянской областной чрезвычайной комиссии и дневниками Е.Ивановой с воспоминаниями очевидцев событий, учащиеся  попытались ответить на важные вопросы: кто такие нацисты, какие категории населения стали их жертвами, каковы методы антисемитской пропаганды, в чем суть «нового порядка», был ли шанс выжить у евреев — жертв оккупационного режима, какова роль «стоящих рядом»и др.В ходе воркшопа с фотографиями, находящимися на хранении в архиве, а также постерами учебного пособия «Тропою памяти» (Яд Вашем, 2012 г.) школьникам была продемонстрирована многозначность фотодокумента как исторического источника. Ребятам было предложено «дешифровать» снимки и по деталям восстановить событие, запечатленное на них. «Сквозным экспонатом» практического занятия стала еврейская семья стародубских купцов Либерманов, которых напрямую коснулись страшные события нацистской политики на Брянщине в годы оккупации. Восьмиклассники проследили жизнь семьи от дореволюционного времени до первых дней «нового порядка»,  узнали какие изменения принесла с собой Великая Отечественная война и что случилось с Либерманами в годы оккупационного режима, совершили виртуальный тур к местам массовых расстрелов в г. Стародубе. Ребята были тронуты историей спасения одного из членов данного семейства – Александра Либермана благодаря усилиям русского писателя И.А.Бунина. Таким образом, восьмиклассники изучали не просто абстрактные события периода Великой Отечественной войны, им удалось спроектировать эти события на жизнь конкретной семьи, жизнь которой они проследили в динамике за период Холокоста на территории Брянщины.Новые методы работы, исторические факты, добытые исследовательским путем, вызвали неподдельный интерес у ребят и их учителя. Несколько лицеистов проявили интерес к изученной теме и желание провести самостоятельный поиск в читальном зале архива.