Урок памяти Холокоста и освобождения узников Аушвица (Освенцима) в Твери

24 января в Академической гимназии им. П. П. Максимовича Тверского государственного университета у обучающихся 7-х классов прошел урок, выходящий за установленные нормы образовательной программы этой ступени, однако, безусловно, очень важный для их развития – как интеллектуального, так, в первую очередь, и духовного. Темой занятия стало одно из самых пугающих событий в человеческой истории – Холокост, и посвящено оно было Международному дню памяти жертв Холокоста и освобождения узников Аушвица (Освенцима).Начался урок вполне буднично: дети рассаживались по своим местам, шумели, смеялись, толкали друг друга локтями. Они знали, что тема урока не будет связана с их программным материалом, но что конкретно их сейчас ждет, оставалось для класса загадкой. 24 семиклассника с любопытством поглядывали на преподавателя, который включал презентацию и раскладывал материалы у себя на столе.На экране возник первый слайд с надписью «Холокост», словом, которое смутно припоминалась детьми либо оставалось неизвестно совсем. Многие продолжали посмеиваться и переговариваться, как это обычно и бывает в ученическом коллективе, но некоторые из ребят уже насупили лица, понимая, что последующие 45 минут будут связаны с серьезным разговором.Преподаватель приступил к рассказу о Холокосте, начав с вводного сюжета о Второй мировой войне, её значении. Затем перешел непосредственно к определению Холокоста, его характерных черт. Лица детей потихоньку начали меняться, однако их восприятие было будничным. Появилась лишь заинтересованность, которая спровоцировала их на вопросы: «А почему так делали?», «А как это происходило?», «Много либо было жертв?».Получив ответ на вопрос о количестве жертв, большая часть класса задумалась. При этом, однако, задумалась тоже буднично. Для них, ребят 12-14 лет, показатели в несколько миллионов погибших представляются не сильно большим, чем показатель в сто человек. Для них это просто абстрактное множество, не вызывающее понимания сути произошедшего, понимания трагедии, которая случилась в середине прошлого столетия.И как же сильна оказалась разница в их отношении к теме урока и поднятой проблеме после того, как им раздали тексты источников – отчеты, дневники, письма людей, которые, однажды, пришли в Аушвиц, чтобы освободить людей. Обучающихся попросили прочитать фрагменты этих документов вслух, что оказало очень сильный эффект на их восприятие проблемы. Смешно уже никому не было. Никто не пытался пообщаться с соседом на отвлеченные темы или достать телефон. Замерев с текстами в руках, ребята вчитывались и вслушивались в слова, доносящие до них ужасы «лагерей смерти». Иногда обучающиеся прерывались, поднимали глаза и спрашивали: «Неужели это действительно происходило?», а кто-то им тихонько отвечал: «Такого просто не могли делать с людьми».Словно загипнотизированные они выходили из аудитории после прозвеневшего звонка. Пусть и за короткое время – всего лишь 45 минут, — но они узнали для себя нечто совершенно иное. Нечто раздвигающее границы их представлений об этом мире. Нечто, сделавшее их чуть-чуть взрослее и, возможно, чуть-чуть гуманнее.Информацию предоставил К.А. Петров, преподаватель истории и обществознания Академической гимназии им. П. П. Максимовича при ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», аспирант кафедры всеобщей истории ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет».