Урок Холокоста для преподавателей в Брянском архиве

1 ноября 2017 г. Государственный архив Брянской области посетили учителя истории и гуманитарных дисциплин школ Дубровского района Брянской области. Темой для обсуждения стало «использование архивных документов по истории Холокоста в научно-исследовательской деятельности учащихся», и это не случайно. Многие ребята в районе заняты в работе поисковых отрядов, ряд учащихся занимается исследованием Сещинского интернационального подполья (в том числе деятельностью Героя Советского Союза Анны Морозовой), ведется активная работа по сбору информации о дубровчанах – участниках Великой Отечественной войны. Благодаря усилиям школьников Дубровки и их учителя Татьяны Жуковой на месте сожжения евреев в период Великой Отечественной войны установлен памятник жертвам Холокоста – один из первых на Брянщине. В этой связи учителя района должны умело руководить научно-исследовательской деятельностью учащихся, быть методически и информационно подготовленными.Встречу с учителями Дубровского архива открыло выступление Главного специалиста отдела использования и публикации Деревянко Екатерины, которая уделила особое внимание вопросам архивной педагогики: с чего начать поисковую деятельность ученику, как вести исследование и не растеряться в многообразии документальных материалов, каковы основные методы работы с документами. Эти и другие вопросы были рассмотрены на примере работы с документами по истории Холокоста на Брянщине.Итогом посещения преподавателей архива стала проба сил самих учителей в научно-исследовательской работе с предложенными документами. Особый интерес учителей вызвали дневниковые записи из личного фонда их коллеги Елены Алексеевны Ивановой, внучатой племянницы Ф.М.Достоевского, долгое время работавшей в школах Дубровского района, Сеще. После ухода на пенсию она возглавила исторический кружок в пос. Дубровка с целью сбора свидетельств о жизни и деятельности людей в оккупацию, уникальных сведений о партизанах и подпольщиках района. Одной из интересующих тем исследовательницы стало изучение положения евреев в годы войны, случаев их спасения, предательства, отношения к ним рядом живущих и др. В свое время часть собранных материалов стала основой фильма О. Горчакова «Вызываем огонь на себя». Учителя в ходе работы с дневниками Е. Ивановой познакомились с живыми свидетельствами очевидцев страшных трагедий отдельных евреев и их семей времен оккупации. Ближе познакомившись с документами, преподаватели сделали вывод, что данный фонд является неисчерпаемым источником для научно-методической деятельности и школьных исследований. Учителя очертили круг тем для научных работ школьников, познакомились с методикой организации исследовательской работы учащихся в архиве, получили рекомендации по работе с документами в читальных залах архивов.