Франция нашла собственную «Анну Франк»

Он начинается, как дневник любой другой молодой женщины, — с описания своих увлечений, первой любви, друзей по учебе и поездок в деревню, но заканчивается, как немногие другие. Последние слова девушки: «ужас, ужас, ужас».

На этой неделе дневник Хелен Берр поступит в книжные магазины Франции. Душераздирающая история молодой еврейской девушки в оккупированном Париже будет, по мнению газеты Liberation, «издательской сенсацией 2008 года».

Два года назад записи другой французской писательницы еврейского происхождения, Ирэн Немировски, которая погибла в Освенциме, были распроданы сотнями тысяч экземпляров и вызвали ожесточенные дискуссии.

Берр и ее семья погибли в концентрационном лагере в числе 70.000 евреев, депортированных из Франции во время Второй мировой войны. Этим зачастую занимались не немцы, а французские власти и полиция. «Мы думали, что уже все было рассказано о трагедии евреев в годы немецкой оккупации», — говорит Мишель Лафитт, французский историк, по мнению которого дневник юной француженки «невероятное богатство». Берр уже окрестили «французской Анной Франк», хотя она очень отличается и от голландской девочки и от писательницы Немировски. Ее дневник оставался нетронутым в течение 50 лет, прежде чем его обнаружили архивисты в Музее Холокоста во Франции.

Девушка начала свой дневник, когда ей исполнился 21 год. Это было в 1942 году, за несколько недель до того, как погибла Немировски. Культурная, воспитанная на русской и английской литературах, происходившая из старинной богатой французской семьи, одаренная скрипачка, учившаяся в Сорбонне, Берр начинает дневник с рассказа о том, как она подобрала в доме поэта Поля Валери подписанный экземпляр его книги.

«Она едва осознавала свое еврейство, война поначалу ее не коснулась, и она в значительной степени не была осведомлена о том, что происходит в других странах Европы», — рассказывает редактор книги Антуан Саббах. — Она в первый раз влюбилась. А потом вдруг все вокруг нее начинает меняться. Эта книга читается как роман, но с очень печальным концом».

В одном мощном пассаже Берр описывает свой первый опыт ношения «желтой звезды», которую согласно нацистским законам, вынуждены были носить евреи Франции и других оккупированных стран. Она вспоминает, как бежала через парк перед собором Нотр-Дам, а ее близких родственников в это время арестовывала французская полиция. О том, как мгновенно пустели парижские улицы, когда шли облавы на евреев.

«Мы живем от часа к часу, даже не от недели к неделе», — пишет девушка. Но она не сбежала из города, а работала добровольцем в лагере для детей, чьи родители уже были депортированы. Потом настал и ее черед, дневник обрывается на дате 15 февраля 1944 года. Хелен Берр была арестована вместе с большинством членов ее семьи и умерла в концентрационном лагере Бельзен всего за несколько дней до освобождения его английскими войсками.