Холокост глазами художников

Картина Григория Гурина "Август 1941… Козляковичи" (текст и фото Ильи Разумовского, АЕН)  Беларусь. В Пинске в Музее Белорусского Полесья открылась выставка белорусских художников, посвященная теме Холокоста. К своим итоговым работам художники шли постепенно, ведь из 20 мастеров только два (еврея по национальности) владели подробной информацией о Холокосте. Остальные просто слышали об этой трагедии еврейского народа.   «Чтобы мастера должным образом подготовились к написанию работ о Катастрофе, мы решили провести пленэр. А начали его работу с ознакомления художников с темой, то есть с историей Холокоста на пинщине», — поделился воспоминаниями с корреспондентом Агентства еврейских новостей организатор пленэра председатель еврейской общины Пинска Иосиф Либерман. Первым подготовительным мероприятием была экскурсия по местам Холокоста «Дорогами памяти и скорби», которую для участников пленэра провела Татьяна Хвагина, председатель ассоциации экскурсоводов и переводчиков Пинска и Пинского района. Забегая наперед, хочу сказать, что подробный и эмоциональный рассказ Хвагиной вдохновил одного из мастеров кисти на написание работы по легенде о гибели еврейских детей, рассказанной во время экскурсии. В залах музея. Фото И. Разумовского  Затем художники приняли участие в общереспубликанской акции «Хатынь — всенародная боль и память» и побывали на всех местах гибели людей на Пинщине и возле памятного знака узникам концлагерей. Помогло в понимании истории Холокоста и участие всех мастеров в презентации книги «Холокост на Пинщине». Все эти и многие другие мероприятия проходили в Пинске с начала текущего года и являлись подготовительными к самому пленэру, который состоялся в конце июня. Художники начали делать наброски и эскизы на природе. Выездные заседания прошли в деревне Городная (Столинский район) и деревне Погост-Загородский (Пинский район), где погибло много евреев. Мастера работали увлеченно и с удовольствием. Результаты их работы сейчас и являются экспонатами художественной выставки в Музее Белорусского Полесья. Всего на суд зрителей представлены 52 работы на тему Катастрофы.В залах музея. Фото И. Разумовского   Среди них две скульптуры. «Трудно удержать слезы…», «Картины трогают душу. Без слез смотреть на них невозможно», «Спасибо за снятие завесы..», — такие высказывания записали посетители в книгу отзывов Музея. И в самом деле, картины трогают душу безмерно. Особенно часто застывают зрители перед полотнами Руслана Дарьина «Молитва проклятия», Вячеслава Юргенсона «Обреченность». Глядя на картины Виктора Сагановича «Молитва. Холокост на пинщине» и «Свидетели. Трагедия Погоста», переносишься в те далекие трагические годы и живо чувствуешь весь ужас, который пережили жертвы геноцида. Кровавые пятна на камнях на картине Евгения Таламая «Если б камни могли говорить…» напоминают нам об огромном количестве безвинных жертв, о реках пролитой нацистами человеческой крови. Но больше всего, по моему, поражает картина Григория Гурина «Август 1941…Козляковичи». Автор изобразил грубые сапоги немецких солдат, из-под которых вытекает кровь. По кровавым ручьям плывет детский сандалик, а вокруг яркий песок, как олицетворение жизни, которую уже не увидят погибшие дети. Выставка и на детей, и на взрослых производит неизгладимое впечатление. Я видел глаза десятилетнего мальчика, наполненные слезами, его внимательный неподвижный взгляд. Он был на выставке с отцом, но картины рассматривал сам, переживая увиденное по-детски непосредственно и эмоционально. «На тему Холокоста нужно создавать как можно больше художественных полотен. Через такие выставки, через образы, созданные художниками, история Катастрофы еврейского народа становится более понятной широкому кругу людей, — считают сотрудники Музея Белорусского Полесья. – К тому же за недолгое время работы экспозиции стало понятно, что она вызвала большой интерес и у жителей, и у гостей города». По мнению посетителей Музея, на выставку нужно приходить всем, особенно молодежи, чтобы узнать или лучше понять трагедию Холокоста и в дальнейшем не допустить такого ужаса.  В завершении хотелось бы выразить огромную благодарность Иосифу Либерману за идею и проведение пленэра, подобно которому, как мне кажется, не было не только в Беларуси, но и на постсоветском пространстве, спонсору раввину Пинска Моше Фиме и всем художникам за их замечательные работы. Картина Григория Гурина «Август 1941… Козляковичи»; в залах музея (текст и фото Ильи Разумовского, АЕН). Полный текст: http://www.aen.ru/?page=articleoftheday&article_id=1794