Конференция «Уроки Холокоста и современная Россия»

В Южном научном центре РАН и в Донской государственной публичной библиотеке 12-14 августа прошла VII международная конференция «Уроки Холокоста и современная Россия». Тема конференции: «История Холокоста на Северном Кавказе и судьбы еврейской интеллигенции в годы Второй мировой войны». Ее организаторами выступили российский Научно-просветительный центр «Холокост», Институт Катастрофы и героизма европейского еврейства «Яд Вашем», Международная школа преподавания Холокоста, Институт российской истории РАН, Южный научный центр РАН, Южный федеральный университет и Центр Симона Визенталя — при поддержке Российского еврейского конгресса, Федерации еврейских общин России, еврейской общины Ростова, фонда Genesis и организации Claims Conference.

На торжественной церемонии открытия с приветствиями к участникам конференции обратились сопредседатель Центра «Холокост», член общественной палаты РФ Алла Гербер, академик РАН Владимир Минкин и председатель попечительского совета проекта «Вернуть достоинство» профессор Юрий Домбровский и другие. Сопредседатель Центра «Холокост» Илья Альтман в своей речи отметил, что обсуждение темы Холокоста на региональном уровне идет впервые, и впервые параллельно с конференцией пройдет кинофорум, посвященный теме Холокоста. Он также представил книгу Елены Ивановой «Вызывая огонь на себя», посвященную Холокосту и подготовленную к печати Центром «Холокост» при поддержке Российского еврейского конгресса. Президент Российского еврейского конгресса Юрий Каннер отметил важность исследования темы Холокоста авторами-неевреями, поскольку к этим людям трудно предъявить обвинение в ангажированности.

Рабочую часть конференции открыл доклад директора Европейского центра Симона Визенталя доктора Шимона Самуэльса «В тени Ванзейской конференции. Принижение памяти о Холокосте». На заседании 13 августа были заслушаны доклады, посвященные таким темам, как особенности Холокоста на Юге России, его отображение в кинематографе и историографии, источники изучения истории Холокоста.

Главной темой последнего дня работы конференции стала судьба Сабины Шпильрейн. Уроженка Ростова, ставшая в начале ХХ века одним из основателей психоанализа, она в 1920-х годах вернулась в родной город из Европы, а в 1942 году разделила судьбу других ростовских евреев, уничтоженных в Змиевской балке. Сотрудник Южного федерального университета, региональный представитель Центра «Холокост» Сергей Шпагин посвятил свой доклад российской историографии жизни и творчества Сабины Шпильрейн. Отметив, что в России подобные исследования появились на 20 лет позже, чем на Западе — в начале 90-х, Сергей Шпагин подчеркнул, что на ростовчанах лежит ответственность за сохранение памяти о своей знаменитой землячке.

Биограф Сабины Шпильрейн швейцарская писательница Сабине Рихебехер рассказала о недавно обнаруженном письме Шпильрейн, написанном в 1927 году другому знаменитому психоаналитику — Максу Эйтингтону. На основании этого письма Сабина Рихебехер установила, что во второй половине 1920-х годов Шпильрейн была уверена в том, что марксизм и фрейдизм вполне могут сосуществовать, а психоанализ переживает лишь временные неприятности, от которых он вскоре оправится.

Президент Ростовской ассоциации Сабины Шпильрейн Федор Филатов посвятил свой доклад соотнесению судьбы Сабины Шпильрейн и введенного ею в психоанализ термина «деструкция», заметив, что итог жизни Шпильрейн оказался созвучен тому, о чем она писала в своих получивших всемирное признание статьях.

Второй темой последнего дня научной конференции стала судьба еврейской интеллигенции в годы Второй мировой войны, как по ту, так и по другую сторону линии фронта. Глава Антифашистского комитета Финляндии Йохан Бекман рассказал о судьбе еврейской общины этой страны во время Второй мировой войны. Евреев, проживавших в то время в Финляндии можно условно разделить на две группы — граждан Финляндии, обладавших всеми гражданскими правами, служивших в армии и даже достигавших немалых постов — в том числе и в разведке (мемориальные плиты в память погибших на Восточном фронте евреев до сих пор стоят в финских синагогах), и беженцев, которые оказались в полном распоряжении антисемитски настроенных полицейских, и были частично депортированы в нацистские лагеря. Доклад руководителя Международной школы изучения Катастрофы при Мемориале «Яд Вашем» Ирит Абрамски был посвящен судьбе еврейской интеллигенции Вильнюса. На нескольких примерах она показала, что интеллигенция, избравшая путь духовного сопротивления нацизму, смогла достичь значительных результатов в деле сохранения еврейской культуры перед лицом тотального уничтожения. Латвийский историк Григорий Смирин посвятил свой доклад еврейской интеллигенции Латвии. Известный российский исследователь истории советского еврейства Геннадий Костырченко рассказал в своем выступлении о судьбе единственной женщины — члена руководства советского Еврейского антифашистского комитета Лины Штерн, входившей сразу в три антифашистских комитета — Еврейский (ЕАК), женский и научный. Во время войны Лина Штерн обратилась с письмом к Сталину, когда ретивые чиновники пытались очистить возглавляемый ею институт от «чрезмерно большого» числа сотрудников-евреев. В дальнейшем именно она оказалась единственной, кто не был расстрелян по делу ЕАК, поскольку Сталин счел необходимым оставить ее в живых как крупного ученого. Координатор образовательных программ Центра гражданского образования Псковского областного института повышения квалификации работников образования Татьяна Пасман в своем докладе рассказала о вкладе в Победу братьев-физиков Кикоиных, чья фамилия известна по школьным учебникам физики. Оба брата, Исаак и Абрам, активно участвовали в разработках военной техники. Исаак Кикоин, в частности, создавал магнитные противотанковые и противопехотные мины.

Последнее заседание конференции было посвящено сохранению памяти о Холокосте. Доклад автора эти строк был посвящен работе еврейской общины Ростова-на-Дону по сохранению памяти о Холокосте в раннее послевоенное время (вся эта работа была фактически запрещена местными властями с 1949 года). Директор Краснодарского краевого государственного историко-археологического музея-заповедника Андрей Еременко рассказал, что в возглавляемом им музее история Холокоста не выделена в отдельную экспозицию, а включена в общую подборку о Великой Отечественной войне. Заведующий Архивным отделом Центра «Холокост» Леонид Тёрушкин рассказал об осуществляемой Архивом программе по масштабному сбору документов военного времени, которые могут служить источниками по истории Холокоста, — писем, дневников, мемуаров. Сотрудница Военно-медицинского музея в Санкт-Петербурге Анна Волькович рассказала о том, что в составе музейного архива содержится большое количество воспоминаний военных медиков-евреев, переживших Холокост — как опубликованных, так и неопубликованных.

Параллельно с заседаниями конференции состоялся Х Семинар для педагогов еврейских школ СНГ, участники которого обсуждали методические и организационные проблемы преподавания темы Холокоста в еврейских школах и сохранения памяти о Холокосте. В рамках конференции прошел кинофорум, посвящённый фильмам о Холокосте. Были продемонстрированы фильмы Ю. Калугина «Свободно от евреев» (Ростов, 1992), А. Марутяна «Восстание в Собиборе» (Москва, 2009), Е. Якович «Мир после Освенцима» (Москва, 2006), Г. Илугдина «Соло для одиноких сов» (Москва, 2012). Мероприятия прошли при поддержке Claims Conference.

По итогам конференции была принята резолюция. Ее основные требования, обращенные к Правительству России, были следующими: выполнить резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН о введении Национального дня Холокоста (для России – «Дня памяти жертв Холокоста и воинов-освободителей»), противодействовать любым формам отрицания Холокоста, уточнить текст мемориальной доски в Змиёвской балке (в тексте отсутствует упоминание еврейской национальности большинства казнённых), присвоить руководителю восстания в лагере смерти Собибор Александру Печерскому звания Героя России (посмертно).

Сопредседатель Центра «Холокост» Илья Альтман в интервью корреспонденту Агентства еврейских новостей сообщил: «Удалось создать нужную атмосферу, был широкий обмен мнениями. Что касается докладов, то большинство из них, без сомнения, могли бы украсить любую конференцию». Всего в рамках конференции было прочитано более 30 докладов, также прошло два круглых стола. Что касается введения Национального дня памяти жертв Холокоста, то Илья Альтман заметил, что если бы эта дата уже отмечалась, то на местах не возникало бы вопросов, подобных тем, которые сейчас муссируются в ростовских газетах – о том был или не был Холокост.

Текст: Семён Чарный
Фото: Инна Шварцман (Ростов-на-Дону)