Хроника войны в письмах и дневниках. 29 июля 1941, 1942 и 1944 годов

Письма и дневниковые записи за другие даты

Продолжаем публикации в рамках проекта «Хроника войны в письмах и дневниках». При использовании текстов обязательна ссылка на наши сборники. Обращаем внимание, что в сборниках к публикуемым письмам даны дополнительные пояснения, сноски, комментарии и иллюстрации.

 

Кацнельсон Юдл Исаакович (Ицкович) (1909–1941). Родился в городе Любань (ныне — в Минской области, Республика Беларусь). Призван Житковичским РВК. Служил в 97-м сапёрном батальоне 75-й стрелковой дивизии. Пропал без вести в 1941 году. Отец Ю. И. Кацнельсона, его жена Рася и четверо детей погибли в Любани.

Письмо Ю. И. Кацнельсона, написанное на идиш, адресовано сестре Любе в Москву. Передано племянником Ю. И. Кацнельсона — Ф. Е. Бергером (Москва).

29 июля 1941 г.

Мои дорогие! Как живёте и что у вас слышно? Как мои дела — вы уже слышали. Расю с детьми я еле довёз в Любань к отцу и оставил их. С 27 июня я ушёл в армию. Где они сейчас и что у них слышно, я совсем не знаю.

Люба, мои просьбы к тебе:

1) При первой возможности сообщи Расе, что я жив, здоров и крепок. Все мои письма сохрани и если сможешь переслать, то перешли. Сейчас, если ты что-нибудь слышала от них, то смотри, ответь мне сразу.
2) Как живёте? Где сейчас Фима, Нахман и Файвел и Нохе? Если они все в армии, то смотри, пришли мне их адреса. С Илюшей Фани из Слуцка мы были вместе до 15-го, потом нас разъединили. Больше я его не видел.

Привет всем. Я тебя прошу, смотри, сразу ответь. Будьте здоровы.

Поцелуй Феликса от меня. Юдя Кацнельсон.
Пришли мне Генин адрес.

«Сохрани мои письма…». Вып. 1. М., 2007. С. 66–67.

 

Френкель Лазарь Самойлович (1914–1986). Родился в местечке Махновка Бердичевского уезда Киевской губернии (ныне — село Винницкой области, Украина). В 1921 году переехал в Москву. Окончил Вечерний машиностроительный институт, работал на ремонтной базе Северного флота в Мурманске. Призван на срочную военную службу осенью 1939 года. Войну встретил под Липецком. С 3 июля 1941 года — на фронте. Воевал в районе Витебска и под Смоленском в составе 653-го мотострелкового полка. Младший сержант. Был контужен, попал в окружение, при выходе из которого закопал в землю свой партбилет. В 1942 году служил на Юго-Восточном и Сталинградском фронтах инженером-механиком учебного танкового полка. С 1943 года — в Мурманске, инженер-лейтенант, помощник И. Д. Папанина, уполномоченного Государственного комитета обороны по перевозкам на Севере.

Демобилизовался осенью 1946 года в звании майора. В 1941–1942 гг. вёл дневник
Копия дневника и фотография переданы сыном — С. Л. Френкелем (Москва).

29 июля [1941 г.]

Информации никакой. Газет не видим. Говорят, что сдали Ростов и Новочеркасск. Сведения, наверное, правильные. Немец ещё
очень силен в технике. Похоже, он обходит все наши укрепления. Странно, как нас ориентировали в отношении сил немцев. Все прогнозы в отношении его истощения прошли, а он прёт и прёт. Для меня совершенно ясно, что организационно и по умению организовывать операции немцы очень сильны, и это пока имеет решающее значение.

А мы всё «куём победу». Строим уже 8 дней то, что можно сделать за 2 дня. Курсанта Хейфеца послали <…> в командировку за
водкой, так как у него отец директор винзавода. Неразберихи много, что непростительно для училища.

Кормят прекрасно, три раза в день. Видно, что будущим лейтенантам уделяют большое внимание. Это отрадно.
В связи с последними событиями настроение у многих подавленное. Элькинд — это вообще обыватель с партбилетом.

«Сохрани мои письма…» Вып. 2. М., 2010. С. 17, 28.

 

Телингатер Соломон Бенедиктович (1903–1969). Родился в Тифлисе (ныне — Тбилиси, Грузия) в семье театрального художника Б. Р. Телингатера. В 1910 году переехал в Баку, где учился на воскресных курсах рисования, в художественных мастерских Наркомпроса, а также во ВХУТЕМАСе. В типографии «Молодой рабочий» освоил специальность полиграфиста. Работал художником, техническим редактором в бакинских газетах «Молодой рабочий», «Труд». С 1925 года, после переезда в Москву, сотрудничал с «Новой Москвой», «Землёй и Фабрикой» и другими издательствами. В 1932 году участвовал в организации Московского союза советских художников. Художник-график, профессиональный типограф. Дизайнер и конструктор книг, журналов, газет и другой печатной продукции.

В 1941 году участвовал в боях в составе народного ополчения Киевского района Москвы. С октября 1941 года — художник дивизионной газеты «Боевое знамя» 173-й стрелковой дивизии. Позднее — художник редакции газеты «За Родину» 49-й армии (Западный и 2-й Белорусский фронты). Старший лейтенант административной службы. Награждён орденами Отечественной войны I и II степеней, орденом Красной Звезды.

С 1946 года сотрудничал с московскими издательствами «Детгиз», «Художественная литература» и другими. В 1963 году награждён Международной премией имени Гутенберга.

В 1941–1945 гг. С. Б. Телингатер вёл переписку с матерью — Телингатер Софьей Исааковной (Саррой Ицковной) и женой — Полиной Григорьевной (Песей Хаим-Гершевной) Беккер, которая вместе с дочерью Майей (1926 г. р.) и сыном Владимиром (1934 г. р.) в 1941–1943 гг. находились в эвакуации в Казани. Также переписывался с младшими братьями — Адольфом и Евгением Телингатерами.
Копии писем и фотография переданы сыном С. Б. Телингатера — В. С. Телингатером (Москва).

Письмо Соломона Теленгатера сыну

29 июля 1942 г.

Родной Володя!
В 50 шагах от того места, где я сейчас живу, останавливается самолёт каждое утро и привозит ко мне твои письма. Живу я в лесу в бревенчатом домике. Рядом поле. На нём много огромных ромашек, васильков, незабудок. В лесу кругом много крупной земляники.

Я хожу с Павлом Андреевичем каждое утро к ручейку умываться. Ручеёк чистый, чистый, маленький, журчит по камешкам. Я себе представлял, как ты купался бы в этом ручейке и хлопал бы себя по животику и брызгался бы чудной водичкой. Только я сказал об этом дяде Паше, как вдруг над нами появился фашистский самолёт и поднялась стрельба из зениток и пулемётов. Мы с Пашей посмеялись над моими мечтами.

Дорогой сынок, ты мне реже стал писать. А Маечка совсем перестала. Она, наверно, уже стала отвыкать от меня, и ей, наверно, скоро будет всё равно, рядом я с ней или далеко. Напиши мне, Володя, за неё, что она делает, как кончилось её и Юлино учение. Саше передай, что он молодец поскольку он хорошо кончил учебный год. Целую тебя крепко, папа.

«Сохрани мои письма…» Вып. 4. М., 2016. С. 72–73, 78–79.

 

Израиль Гальперин (справа) с дядей Яковом Гальпериным. Одесса. 1915 год.

Гальперин Израиль Израилевич (1894–1944). Родился в городе Богуслав Киевской губернии (ныне — Киевской области, Украина). Участник Первой мировой и Гражданской войн. Состоял в отряде еврейской самообороны, затем служил в милиции. С 1923 года жил в Екатеринославе (ныне — Днепр, Украина).

В РККА с лета 1941 года. Служил в санитарно-эпидемиологическом отряде № 8. В начале 1944 года переведён в строевую часть. Старший сержант, связист 525-го отдельного пулемётно-артиллерийского батальона 118-го укрепрайона (2-й Прибалтийский фронт). Погиб 9 июля 1944 года в бою у деревни Савино Калининской (ныне — Псковской) области. Перезахоронен в братской могиле в городе Новоржеве.

Жена, Роза Марковна Гальперина (1909–1993), с детьми Симой (род. 1936) и Марком (род. 1939) в начале войны эвакуировались на Северный Кавказ, а оттуда в 1942-м — в город Кушва Свердловской области. Туда же уехала семья сестры И. И. Гальперина, Софии Исааковны Лещинской, работавшей до войны врачом в Днепропетровском мединституте (ныне — Днепропетровская медицинская академия), и другие родственники.

Публикуемое письмо — часть семейной переписки.
Копии писем и фотографии переданы сыном И. И. Гальперина — М. И. Гальпериным (Саарбрюккен, Германия).

Письмо Розы Гальпериной мужу

29 июля 1944 г.

Дорогой Израиль!
Моим переживаниям нет границ, ужасно волнуюсь за тебя. Уже две недели, как от тебя никаких вестей нет, хожу как без головы. Ежедневно ожидаю от тебя письма, а ты ничего не пишешь. Пожалей хоть меня, Израиль, уже скоро три года, как я живу только твоими письмами, а теперь и этого удовольствия ты мне не доставляешь. На работе я немного забываюсь, работы очень много, так что о своей жизни некогда думать, но когда я прихожу домой, так я себе места не нахожу.

Дорогой Израиль, очень прошу написать о себе, я бы была счастлива иметь от тебя свежее письмо. Будь здоров. Симочка, Марочка и я тебя целуем крепко. Жду ответа, твоя Роза.

«Сохрани мои письма…» Вып. 6. М., 2021. С. 297, 302–303.